МККК призывает ограничить автономность систем вооружений (2016)

МККК призывает ограничить автономность систем вооружений (2016)

Точка зрения МККК на ряд ключевых вопросов, вызываемых системами вооружений, которые могут выбирать и поражать цели без участия человека. МККК призывает государства ограничить автономность систем вооружений, чтобы гарантировать, что они применяются согласно нормам международного гуманитарного права.

Международный Комитет Красного Креста (МККК) поделился своими взглядами на совещании экспертов Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия (КНО) по теме "Автономные системы вооружений поражающего действия". Ранее, в ходе совещаний, которые созывались МККК и другими организациями, были подчеркнуты серьезные правовые, этические и социальные вопросы, вызываемые системами вооружений, которые могут выбирать и поражать цели без участия человека.

При том что взгляды, в том числе и взгляды МККК, на эти сложные вопросы продолжают меняться, обсуждение выявило наличие общего согласия о том, что, по соображениям юридического, этического и военно-оперативного характера, необходимо сохранить контроль со стороны человека над системами вооружений и применением силы.

МККК призывает государства ограничить автономность систем вооружений, чтобы гарантировать, что они применяются согласно нормам международного гуманитарного права (МГП) и в рамках того, что считается приемлемым в соответствии с принципами гуманности и требованиями общественного сознания.

Точка зрения МККК на ряд ключевых вопросов, вызываемых системами вооружений, которые могут выбирать и поражать цели без участия человека.

  • Определения: МККК предложил считать "автономные системы вооружений" общим термином, который охватывает любые системы вооружений, обладающие автономностью при осуществлении критически важных функций по выбору и поражению целей. Мы хотим подчеркнуть, что данное рабочее определение призвано способствовать лучшему пониманию вопроса и определению рамок при обсуждении данной темы. Преимущество столь широкого определения заключается в том, что оно позволяет учитывать опыт применения существующих систем вооружений, обладающих автономностью при осуществлении критических функций, а также извлеченные уроки. Это может облегчить процесс определения границ того, что является допустимым в соответствии с МГП и требованиями общественного сознания.
  • Существующие системы вооружений: некоторые используемые сегодня системы вооружений способны выбирать и поражать цели без участия человека. Способность осуществлять эффективный контроль над данными системами вооружений и применением силы, как представляется, тесно связана с их предсказуемостью и надежностью, а также со строгими оперативными ограничениями, касающимися выполняемой задачи, поражаемых целей, оперативной обстановки, места и времени операции, способности обеспечить надзор за проведением операции со стороны человека, а также способности человека в случае необходимости деактивировать систему вооружения.
  • Новые технологии: существует вероятность того, что все более автономные системы вооружений могут стать менее предсказуемыми, особенно в случае повышения мобильности, приспособляемости и (или) взаимодействия нескольких систем (например, действующих группой). Снижение предсказуемости результатов применения автономной системы вооружения может указывать на снижение контроля со стороны человека над функционированием данной системы вооружения, при том что решение о применении силы принимается не человеком, а машинными операциями. Следовательно, могут возникнуть серьезные вопросы относительно соответствия данной системы вооружения нормам МГП и требованиям общественного сознания.
  • Правовая экспертиза: МККК приветствует тот факт, что государства признают важность проведения проверки новых вооружений на предмет соответствия нормам международного права, и подчеркивает, что действия по укреплению процессов правовой экспертизы на государственном уровне дополняют и взаимно усиливают обсуждение на международном уровне, в частности в рамках совещаний экспертов КНО. Однако при проведении правовой экспертизы возникают определенные практические сложности, касающиеся оценки того, будет ли автономная система вооружения функционировать прогнозируемым образом в предполагаемых или ожидаемых условиях применения. В частности, поднимаются следующие вопросы: как оценивается предсказуемость и надежность оружейной системы? Какой уровень предсказуемости и надежности считается необходимым?
  • Принципы гуманности и требования общественного сознания: обсуждения с участием государств, экспертов, представителей гражданского общества и широкой общественности показали, что идея о любой системе вооружения, выносящей применение силы за рамки контроля со стороны человека, вызывает глубокое беспокойство. С учетом крайней серьезности последствий и безотносительно законности подобных систем, человечество вполне может настаивать на том, что решения об убийстве или уничтожении целей должны по-прежнему приниматься людьми.
  • Контроль со стороны человека: центральной темой в данном обсуждении является понятие контроля со стороны человека. В основном все согласны с тем, что системы вооружений и применение силы должны находиться под контролем со стороны человека, будь то по соображениям юридического, этического или военно-оперативного характера. Однако по-прежнему неясно, достаточно ли контроля со стороны человека на этапах разработки и ввода в действие автономных систем вооружений для того, чтобы компенсировать минимальный контроль со стороны человека или его отсутствие на этапе применения системы вооружения, то есть в то время, когда она самостоятельно выбирает и поражает цели. Необходимо определить вид и степень контроля со стороны человека над системами вооружений, которые считаются необходимыми для соответствия правовым обязательствам, а также соображениям этического и социального характера.
  • Дальнейшие действия: поскольку необходимость сохранения контроля со стороны человека ("существенного", "адекватного" или "эффективного") над системами вооружений и применением силы соответствует правовым обязательствам, военно-оперативным требованиям и этическим соображениям, МККК призывает государства использовать ее в качестве основы в ходе продолжающихся дискуссий в рамках КНО. Контроль со стороны человека и рассмотрение взаимодействия человека и машины могут стать полезной основой, которая поможет государствам добиться взаимопонимания и согласовать ограничения автономности систем вооружений. МККК призывает государства-участников КНО в ходе Конференции по рассмотрению действия Конвенции, которая пройдет в декабре, прийти к соглашению о том, что дальнейшая работа должна сосредоточиться на определении данных границ автономности. Системы вооружений, автономно осуществляющие критические функции, уже существуют, и новые разработки появляются непрерывно. Следовательно, государствам и всем заинтересованным сторонам необходимо с осознанием своей ответственности незамедлительно приступить к решению данной проблемы, чтобы убедиться, что развитие технологий не опередит наши правовые и этические рассуждения.

Источник: сайт МККК, 11 апреля 2016, Автономные системы вооружений: решения об убийстве или уничтожении целей - ответственность людей