Ростсельмаш начинает тестирование собственного беспилотного комбайна

Ростсельмаш начинает тестирование собственного беспилотного комбайна

Производитель сельскохозяйственной техники «Ростсельмаш» представил беспилотный комбайн собственной разработки. В июле машина пройдет полевые испытания. Комбайн-беспилотник конструкторы «Ростсельмаша» называют первым шагом на пути создания полностью автономной машины, где даже не будет кабины.

В мае этого года сообщалось, что на полигоне завода «Ростсельмаш» проводят испытания единственного экземпляра прототипа комбайна-беспилотника. С виду это обычный комбайн, внешне ничем не отличающися от серийного «Торум 755». Автопилот позволяет отказаться от присутствия человека в кабине во время работы. Водитель использует планшет с необходимым ПО, комбайну задается маршрут, которому он следует. При обнаружении на пути комбайна препятствий автопилот автоматически останавливает машину — предупреждение о помехе отправляется оператору.

«Комбайн оснащён большим количеством датчиков и сенсоров, которые в режиме реального времени постоянно отслеживают все техпроцессы и при необходимости дают рекомендации оператору машины, что нужно что-то изменить. Либо сами меняют настройки машины, в том числе управляя скоростью», — рассказывает начальник отдела управляющих систем ООО «КЗ «Ростсельмаш» Михаил Квурт.

Машина не просто самостоятельно движется, меняет скоростной режим, направление, но и разворачивается, причём по идеальному алгоритму, сводя на нет холостой проход. Ориентируется по спутниковой системе ГЛОНАСС.

Автоматика интегрирована не только в ходовую часть и агрегаты управления, но и в главный функционал — системы, отвечающие за уборочные процессы. Датчиками, сенсорами, приводами оснащены жатка, молотильно-сепарирующее устройство, бункер.

В режиме реального времени комбайн отправляет оператору, расположенному удалённо, огромный объём телеметрических данных — от уровня масла в двигателе и температуры охлаждающей жидкости до влажности убираемого зерна и скорости заполнения бункера. Автоматика следит и за степенью износа всех рабочих узлов и агрегатов, что даёт возможность своевременной профилактики.

Олег Александров, руководитель проекта интегрированных агротехнологий «Ростсельмаша», в интервью изданию Robogeek отметил, что компания работает над проектом автономизации комбайна уже более 5 лет. В основе не только технология автовождения, но и автоматизация массы процессов, которые происходят во время посева, обработки растений и уборки урожая. В создании систем «Ростсельмаш» основную ставку делает на собственных специалистов.

По словам Александрова, системы автовождения, которые «Ростсельмаш» разрабатывает и рассчитывает выдать в 2020 году — это RSM Auto Driver и RSM Explorer Plus. Они создаются на основе компонентов, произведенных в России. Основной проблемой внедрения систем автовождения в России была и остается высокая цена этих систем. И, если для трактора стоимостью в 10 млн рублей цена системы автовождения в 750 000 рублей еще более или менее приемлема, то для недорогих и небольших тракторов она просто заоблачная. К тому же, как правило, эти системы требуют дополнительных затрат в виде абонентской платы за поправки.

«Ростсельмаш» поставил конструкторам задачу сделать систему точной, надежной и недорогой. Поэтому RSM Auto Driver — российская система автовождения на основе технологий ГНСС и RTK. Все основные компоненты системы сделаны в России, и это дает возможность установить значительно более привлекательную цену системы для клиента. Кроме того, система в базе снабжена оборудованием, которое позволяет работать с точностью в 2,5 см. Что же касается RSM Explorer Plus, то здесь речь идет о продолжении истории продукта, который уже представляли рынку ранее — система автовождения на основе машинного зрения. Она позволяет двигаться по кромке скошенной культуры и валку в режиме автопилота, а также останавливается перед препятствиями, что гарантирует безопасность при движении в поле.

Как отметил Олег Александров, беспилотный комбайн поначалу не будет дешевле пилотируемого: увеличится количество датчиков и сенсоров, стоимость которых сейчас достаточно высока. Однако с постепенным наращиванием производства беспилотных машин их стоимость может сократиться за счет целого ряда расходов, которые сейчас включены в стоимость машины: кабина и ее наполнение, включая кресло, педали, панель приборов, подлокотник, климат-контроль и т. п.

Источники:

robogeek.ru, 23.06.2020, Олег Александров (Ростсельмаш): «Олдскул в этом сегменте будет сохраняться еще долго»
Ростсельмаш, Новости, 15 июня 2020, Беспилотник Ростсельмаш выходит в поля
Naked Science, 10 июня 2020, Российский беспилотный комбайн показали на видео
Дон-ТР, 6 мая 2020, Умная техника: на «Ростсельмаше» собрали первый беспилотный комбайн