Конкурс роботов 1967 года и Алла Пугачева

Конкурс роботов 1967 года и Алла Пугачева

В 1966 году журнал Техника — молодёжи решил организовать всесоюзный конкурс на лучшую конструкцию человекоподобного робота. Именно на Всесоюзном конкурсе роботов дебютировала на Центральном телевидении молодая певица Алла Пугачева со своей песней «Робот».

Финал конкурса роботов, 1967 год

На снимке запечатлен финал Всесоюзного конкурса роботов, проводимого журналом «Техника – молодежи» во Дворце культуры автозавода им. Лихачева (лето 1967 г.). На переднем плане – призер этого конкурса, робот Нептун, собранный группой учащихся ГПТУ-9 г. Калининграда под руководством инженера-электротехника Бориса Василенко. С этим конкурсом связана еще одна любопытная деталь. Именно на Всесоюзном конкурсе роботов дебютировала на Центральном телевидении молодая певица Алла Пугачева со своей песней «Робот». Будущую примадонну советской эстрады вы можете видеть слева. Таким вот странным образом оказались закручены во времени Калининград, Пугачева, робот Нептун, – да и весь СССР с его верой в научно-технический прогресс.
(Музей Занимательных Наук Эйнштейна, 4 декабря 2017 г.)


Борис Василенко, победитель первого Всесоюзного конкурса роботов. Прогулка «железных людей» по улицам Калининграда
Дата съемки: 1967–1968. Из семейного архива Н. Василенко.
https://russiainphoto.ru/photos/48784/

 

Объявление о конкурсе
Объявление о конкурсе (журнал Техника — молодёжи, 1966, №5)

 

 

История конкурса, рассказанная его организатором (Техника — молодёжи, 1993, №8):

«МИЛЫЙ РОБОТ» ПУГАЧЕВОЙ

По окончании института меня распределили было в один из «почтовых ящиков», но я сумел вырваться оттуда и перебежал в редакцию «ТМ». Еще не успел толком осмотреться, освоиться на новом месте работы, как главный редактор В.Д.Захарченко почему-то именно мне доверил весьма ответственное задание — организовать и провести всесоюзный заочный конкурс на лучшую конструкцию человекоподобного робота. Теперь-то я понимаю подоплеку выбора — просто опытные сотрудники, трезво оценив «плюсы» и «минусы» очередной затеи шефа, постарались правдами и неправдами увильнуть от нее и все свалили на простофилю-новичка. Оказывается, Василий Дмитриевич, случайно увидев сенсационные снимки «железных людей» в зарубежном журнале, со свойственной ему горячностью немедленно дал условия конкурса в журнале (№ 5 за 1966 г.), и только потом уж начал гадать — сооружают ли такое у нас? Словом, явная авантюра! Но делать нечего — я разослал несколько сотен писем по всем адресам дворцов пионеров и станций юных техников, которые сумел раздобыть. Как бы крикнул в неведомое пространство и стал ждать, что будет. Наступил «инкубационный период» всякой кампании — период безмолвия, но ведь разве отговоришься: каждый раз на «летучках» меня с пристрастием допрашивали — где материалы? Помпезно объявленному мероприятию грозил скандальный срыв, и в том был повинен уже я. Наконец-то поступил первый отклик и какой! Преподаватель калининградского ПТУ Борис Василенко вместе с подопечными построил с десяток роботов-«гоминоидов» и даже приступил к оснащению ими (в роли кондукторов) городского транспорта. А потом редакционная почта, после провоцирующих публикаций, запестрела подобными сообщениями — из самых разных уголков страны. До чего же, однако, ушлый народ: что иноземцу сенсация — нашим рядовая вещь, которой и хвастать-то не пристало. Особенно меня удивил преподаватель калужского техникума Борис Гришин — его дюралюминиевый АРС среднего роста ловко обслуживал гостей и, в отсутствие хозяина, вполне справлялся с домашними хлопотами. Научный сотрудник харьковского института Л.Кравченко научил своего РИДа профессионально играть в домино. А кандидат технических наук Вадим Мацкевич еще в 1937 году сконструировал робота, которого показывали на Всемирной выставке в Париже, и активно продолжал заниматься этим делом с кружковцами из г.Щелково Московской области…

Награждение победителей столь необычного конкурса было решено заснять на кинопленку и показать по Центральному телевидению. С Владимиром Соловьевым, который впоследствии стал хорошо знаком миллионам телезрителей как неизменный ведущий популярной программы «Это вы можете», мы набросали сценарий. Но не хватало какой-то «лирической запевки». И тут, словно по заказу (лишь потом подметил странную закономерность — когда серьезно чем-то озабочен, судьба в виде «стечения обстоятельств» непременно подкинет подсказку), дома, собираясь в редакцию, я услышал по радио новую песню «Робот, мой милый робот». Исполнял чей-то женский голос. Радостно позвонил Володе — он пообещал выяснить, кто такая, и пригласить на наше торжество. Как нередко бывает у организаторов, я прибыл на съемку в последнюю минуту — был занят доставкой «железных людей» в фойе Дворца культуры ЗИЛа. Только успел бочком примоститься за стоявшим там столом жюри, как действо началось — по мраморной лестнице со второго этажа скромно спускается этакое воздушное существо в мини-юбке и белой блузке, с короткой модной стрижкой, и изображает пение под фонограмму. Закончилась песня, и тут, в полном соответствии с нашей задумкой, из-за колонны выходит скрытый доселе 200-килограммовый «Сибиряк-2» — его сделали в омском ПТУ — и протягивает букет цветов. Певицу, видимо, в спешке забыли заранее предупредить, она с криком отшатывается от стального чудища, а потом, вспомнив о кинокамере, пытается с достоинством взять букет. Но механизм кисти робота, как назло, заело, и он его не выпускает. Наконец, певица буквально отрывает цветы и, чуть не со слезами, убегает. Володя же как ни в чем не бывало, с присущей ему светскостью, объявляет: «Выступала Пугачева». Да-да, та самая незабвенная Алла Борисовна, которая ныне известна всем и о биографии которой можно прочесть в БСЭ. Насколько я знаю, это было ее первое выступление по телевидению, да и вообще первая ее песня, прозвучавшая по эфиру. Правда, трудно узнать в 18-летней девчушке, снимок которой помещен в №8 за 1967 год, ту роскошную женщину, которую мы привыкли видеть…

Ну, а роботы? После телепередачи (огрехи и «накладки», разумеется, вырезали при монтаже) письма хлынули с нарастающей силой. Так что в последующие годы мы вынуждены были проводить и дискуссию «Кто вы, робот?» (для которой, кстати, художник Леня Рындич сделал опознавательную марку с витиеватой надписью «Робот, мой милый робот»), и второй заочный конкурс «71 — РОБОТ-72», и всесоюзный слет робото-строителей в 1973 году… Василий Дмитриевич, умевший в любой ситуации всегда находить выгодные для «ТМ» стороны, не без успеха использовал эти конструкции, дабы изумить и заодно потрафить начальству. Например, небывалый ажиотаж вызвал «Сепулька», нашедший пристанище в Политехническом музее, на банкете, устроенном ЦК ВЛКСМ в гостинице «Юность» по случаю Международного форума молодежи, — дистанционно управляемый робот игриво подкатывал к сидящим за столом зарубежным гостям и голосом Захарченко, на их родном языке, выспрашивал такие интимные подробности, что у них застревал кусок в горле… На территории ВДНХ мы поселили целое семейство роботов и устроили еще одну телепередачу. Но всему бывает конец: в один прекрасный день главред вызвал меня на ковер и категорически (по форме, а по содержанию — почти умоляюще) попросил воздержаться впредь от столь приевшейся всем темы. Зная особенности характера Василия Дмитриевича, это с полным правом можно было отнести к высшей мере похвалы редакторской работы — я был признан своим и включен в состав «мозгового центра» журнала.

Но вот что смущает и тревожит: если судьба в переломные моменты жизни преподносит вышеупомянутые подсказки, то почему при выступлении певицы — будущей эстрадной суперзвезды — не подала какого-либо особого знака? Может, я, задерганный накладными на грузовики, доставлявшими роботы, и выбиванием гостиничных номеров для роботостроителей, просто не заметил его? А может, он все-таки был?.. Отметив благополучное завершение съемок, я, Володя Соловьев и завотделом техники Гена Петров уже ночью возвращались домой. В пустынном подземном переходе увидели колхозницу с мешком за плечами — типичную «десантницу», как тогда незлобиво называли приезжавших за ширпотребом. С собой мы несли японского робота-малыша, подаренного народной артистке СССР Заре Долухановой и предоставленного ею специально для телепередачи. Он умел делать только одно — по раз и навсегда заданной программе. Зайдя за угол, мы, давясь от смеха, выпустили его. Представляете: длинный узкий переход, никого нет, полусумрак, и вдруг навстречу вам выходит железный человечек, останавливается, бодро марширует на месте, потом со зловещим жужжанием распахивается его грудь, оттуда выскакивает длинный фотообъектив, ослепительная вспышка, грудь запахивается, и человечек опять решительно двигается к вам. Реакция «десантницы» была вполне естественной: ошеломленно открыв рот, она осела на мешок, похлопала глазами, а потом с воплем кинулась обратно. Глупая, дурная, в общем-то, шутка. Не подобные ли розыгрыши и подпитывают слухи об инопланетянах? А ведь врезалась в память до мельчайших деталей, впрямую связав с недавним конфузом юной певицы, который ей пришлось испытать опять же из-за нас. Две представительницы прекрасного пола, напуганные роботами,— это уже слишком. Цепочка вины, угрызения совести… Нет, случившееся так и не удалось забыть. Чем не знак судьбы?

Юрий ФИЛАТОВ, замглавред

 

Ссылки:
Музей Занимательных Наук Эйнштейна, 4 декабря 2017 г.
Калининград, Пугачева, роботы Сепулька и Нептун 😉
Алла Пугачева — Робот (1965)
Журнал Техника — молодёжи, 1966, №5, стр.34
«МИЛЫЙ РОБОТ» ПУГАЧЕВОЙ, Техника — молодёжи, 1993, №8, страница 63
Техника — молодёжи, 1967, №8
И ещё фотачка с конкурса роботов