От беспилотников к цивилизации роботов

От беспилотников к цивилизации роботов

Свое видение дальнейшего развития роботизации средств ведения войны в интервью ТАСС раскрыл генеральный конструктор АО «Кронштадт» Николай Долженков.

— Николай Николаевич, беспилотная авиационная система интегрирует в себе различные высокие технологии. Как вы оцениваете уровень развития этих технологий в России и что считаете главным в БЛА?

— Сегодня ведущие страны стремятся автономизировать применение средств нападения и защиты. Автономизация является целью внедрения искусственного интеллекта и обеспечивает принятие адекватных решений без участия оператора. Вот в этом и есть основное назначение технологий искусственного интеллекта. Это, как вершина айсберга, интеграция всех технологий, которая, собственно говоря, является нашей целью.

Как я вижу беспилотные авиационные комплексы в перспективе? Это будет некая нейросеть, элементы которой смогут взаимодействовать между собой. Причем эта сеть будет многоуровневая, начиная от вычислителя миссии внутри летательного аппарата и заканчивая взаимодействием между этими летательными аппаратами на обширной территории ведения боевых действий, включая все компоненты — не только воздушные, но и наземные, космические и морские. Вот эта цель основная, к которой надо стремиться.

Собственно говоря, мы сейчас фокусируем наши усилия именно на повышении автономности действий. Нельзя сказать, что завтра все это будет решено. Нет, к этому ведет очень долгая дорога. Но то, что это точно генеральное направление развития, в том числе и в первую очередь беспилотных аппаратов, — это главное. Сейчас контур «человек — машина» реализован и достаточно эффективно работает, и люди принимают решение только верхнего уровня уже сейчас. У нас большинство процессов автоматизировано, а должно быть автономизировано.

Между этими двумя похожими терминами очень большая дистанция. И как раз наведение моста, дороги между этими понятиями и есть главная наша задача. Это вовсе не крылья и не двигатели, и не конфигурация, и даже не технологии в традиционном понимании этого слова — хотя мы вышли на уровень развитых технологий. Без преувеличения, технологии, которые у нас используются в «Орионе», вполне современные и во многом не уступают мировому уровню.

Нам еще надо подтягиваться по целевым нагрузкам, элементной базе, силовым установкам. Но по общему уровню технологий мы не уступаем. Я это говорю как человек, который видел аналогичные зарубежные образцы этой техники — те же турецкие, китайские, израильские и американские аппараты. Но это, еще раз повторяю, не является определяющим. Определяющим является интеллект, которым мы должны накачивать, не хочется говорить комплексы, потому что это уже не комплексы, это — системы взаимодействующих комплексов. Вот это главное, на что надо обращать внимание, на что делать ставку и акцент. А сам летательный аппарат — это уже более низкий уровень реализации этого тренда.

Конечно, со стороны очень важно, какие там «гайки», бомбы, двигатель, целевые нагрузки и оружие. Да, это важно, без этого тоже невозможно ничего сделать. Но, еще раз повторяю, это уже прилагательное. А существительное — это то, как мы учим наши системы мыслить. Это самое основное сейчас в беспилотнике! Причем это никак не продемонстрируешь на выставках, к этому нельзя прикоснуться, это можно показывать только через результат каких-то действий.

Развитие здесь многопараметрическое. Если взять, например, навигацию, то сейчас ничего не существует в авиации без спутников, и точность навигации можно обеспечить только с помощью спутника. Значит, все остальные системы являются вспомогательными — инерциальные, которые дают низкую точность, и так далее. Но спутники — это очень уязвимая составляющая, поскольку его потеря ведет к глобальной потере точности навигации. И эту задачу надо решать комбинированным методом, добиваясь приемлемой точности в отсутствие спутника.

И так по любой из систем. Любую систему нужно интеллектуализировать, то есть наполнять способностью, каждую на своем уровне, принимать адекватные решения в той или иной обстановке.

Кроме того, вторая абсолютно необходимая функция — это способность к самообучению. Это самое главное. Система должна самообучаться по мере накопления опыта и баз данных, которые она сама же продуцирует по мере развития и эксплуатации. Вот как я вижу картину и тенденцию будущего, применимого в моей области к беспилотным авиационным системам.

Что касается технологического уровня России и ведущих западных стран, то по многим параметрам мне не нравится складывающаяся ситуация. Некоторая изоляция, которая в России наступает в силу ряда причин, очень усложняет развитие. Кроме того, по ряду технологий мы имеем отставание, которое, безусловно, нужно чем-то компенсировать. Вот, например, мы несколько уступаем в целевых нагрузках, силовых установках, хотя уже стремительно сокращаем это отставание. Практически мы догнали конкурентов по авиационным средствам поражения для этой размерности. Но мы должны добиться преимущества прежде всего в развитии систем искусственного интеллекта, которые и будут определять успех будущей эксплуатации.

В прикладном признаке ИИ заключается в том, чтобы создать систему, которая, во-первых, способна принимать решение в быстро меняющейся обстановке. Не в стагнирующем состоянии, не в стабильной обстановке, а именно — в меняющейся обстановке без вмешательства оператора.

И, во-вторых, абсолютно необходимо обучаться на собственном опыте и опыте других, связанных систем. Они, как нервные клетки, должны быть связаны друг с другом. Это должен быть коллективный опыт, на котором программа самосовершенствуется, причем тоже без вмешательства человека. Я вам больше скажу. Я считаю, что биологическая цивилизация — это только промежуточное звено к цивилизации небиологической. Неизбежная ветвь развития, поскольку машины более приспособлены к окружающей среде, чем человек и вообще биологические существа. Поэтому это будет нормальное перерастание. Сначала в человеке будут замещаться компоненты, а затем он и сам станет весь искусственный. И это будет следующая ступень цивилизационного развития, если до этого биологический вид не самоуничтожится.

[…]
Николай Долженков Валерий Герасимов Сергей Шойгу
Генеральный конструктор «Группы Кронштадт» Николай Долженков, начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, министр обороны РФ Сергей Шойгу и заместитель министра обороны Алексей Криворучко (в центре слева направо) на предприятии «Кронштадт».

Полностью интервью читайте: ТАСС, 22 авг 2021, От беспилотников к цивилизации роботов. Генконструктор «Кронштадта» о будущем БЛА в России