Виктор Наумов, один из разработчиков законопроекта о робототехнике, в интервью порталу «Сфера» рассказал о будущем робототехники в России.
В 2016 году по заказу Grishin Robotics фирма Dentons разработала концепцию первого в России законопроекта о робототехнике. Проект даже не был внесен в Госдуму, однако его идеи до сих пор находят воплощение в самых разных правовых документах в области искусственного интеллекта. О робототехническом лобби, рецепте идеального законопроекта и будущем робототехники в России «Сфере» рассказал один из разработчиков законопроекта, управляющий партнер петербургского офиса Dentons, руководитель российской практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций, соруководитель европейской практики в области регулирования интернета и технологий, к.ю.н. Виктор Наумов.
Как продвигалась работа? Что самым сложным и интересным было в процессе?
Мой ключевой соавтор – Владислав Архипов, советник моей практики. Самым интересным в начале было очертить контуры законопроекта и предложить ту модель, которая, с одной стороны, удовлетворяла бы интересы заказчика со взглядом на будущее. С другой стороны, [модель], которая вписывалась бы в технологическое развитие страны (а даже слово «цифровой» тогда еще не пользовалось большой популярностью) и, естественно, соответствовала бы прикладным аспектам, связанным с законотворчеством в России.
На тот момент мы решили сосредоточиться на гражданско-правовом регулировании. Мы написали терминологическую базу, предложили систему принципов и ряд поправок в действующее законодательство, в первую очередь в Гражданский кодекс. Это была модель, реализованная в формате законопроекта, которая объективно была интересной бизнесу и законодательной власти, но при этом мы осознавали, что это один из первых опытов на нашем континенте. Мы ни тогда, ни сейчас не претендовали и не претендуем на истину в последней инстанции.
(…)
Сам законопроект не давал сильную свободу роботам, не порабощал человечество. Он говорил об условной квазисубъектности, когда автоматические работающие системы в определенных сферах и с рядом опущений сравнивались бы с концептом юридического лица.
Там было много идей с обеспечением безопасности, идентификацией этих систем, контролем и так далее. Собственно, существенная часть уже сейчас повторяется в разных разработках в России, в том числе в системе «Цифровая экономика». Отголоски есть в федеральном проекте «Искусственный интеллект», некие элементы остались даже в той августовской концепции 2020 года, которая была принята в России в отношении регулирования искусственного интеллекта. По сути, та задача, которая была поставлена перед нами: определить модели и инициировать системное и стратегическое обсуждение в стране, как эта сфера должна регулироваться, были выполнены.
(…)
То есть тогда вы не рассчитывали, что законопроект будет принят, он просто должен был стать отправной точкой для будущих разработок?
Мы не исключали того, что эти идеи лягут в основу реального законодательства. Только сейчас, когда появились программа «Цифровая экономика», указ президента, федеральный проект и прочее, государство, бизнес и общество приходят к реальному осознанию, что нужен какой-то законодательный акт или группа актов. Как, собственно, это происходит и в ряде регионов мира. Ожидать, что в 2016 году, когда у нас и беспилотного транспорта не было, а в медицине и искусстве искусственный интеллект применялся очень ограничено, будет разработан и принят законопроект, было бы слишком радужным взглядом на ситуацию. Но то, что мы положили первые кирпичи в фундамент, я и тогда, и сейчас полностью уверен.
(…)
Какие еще идеи вы могли бы назвать удачными и эффективными?
Мы в том числе обозначили модели ответственности за разные аспекты использования роботов. Мы выдвинули дискуссионную, не требующую массовой реализации модель того самого робота-агента, который в ближайшей перспективе в оборот внедрять не нужно, но он может пригодиться во всевозможных сложных сферах, где есть высокий уровень автоматизации (например, на финансовых рынках). В этом деле было ожидаемо, что мы вызовем шквал критики, из-за этого как раз прозвучало обвинение, что робототехническое лобби хочет завоевать мир. Сейчас эта позиция приобрела еще более глубокое звучание.
Источник: «Сфера», 02.03.2021, Страх, закон и робототехническое лобби: интервью с разработчиком первого в России законопроекта о робототехнике
Dentons, Публикации, 27 января 2017 года, Dentons разработала первый в России законопроект о робототехнике