Время беспилотных автомобилей еще не пришло

Время беспилотных автомобилей еще не пришло

Компания Cognitive Pilot заморозила проект создания беспилотных автомобилей. Причина – отсутствие в России, а также в других странах законов, регламентирующих перемещение таких авто по дорогам.

Разработка автопилотов для автотранспорта больше не является приоритетом для Cognitive Pilot, совместного предприятия Сбербанка и Cognitive Technologies, созданного в 2019 г., рассказал «Ведомостям» его представитель. В Cognitive Pilot решили, что время беспилотных автомобилей еще не пришло.

Причина – отсутствие в России, а также в других странах законов и подзаконных актов, регламентирующих перемещение беспилотных авто по дорогам. «Сегодня ни в одной стране мира законодательные вопросы не решены полностью. Есть лишь отдельные документы, разрешающие проведение испытаний или движение беспилотников на ограниченных территориях. Отраслевые эксперты ожидают решения этих вопросов в сроки до 10–15 лет», – объясняет собеседник «Ведомостей».

Сейчас приоритетные направления Cognitive Pilot – беспилотные системы управления сельхозтехникой, умные системы активной безопасности рельсового транспорта и радары для беспилотного транспорта, рассказывала «Ведомостям» в январе сооснователь и гендиректор компании Ольга Ускова.

О необходимости модификации нормативной среды для внедрения автономного транспорта говорят и в «Яндексе», разрабатывающем свою систему беспилотного вождения. «В большинстве стран мира регулирование для коммерческих запусков пока только разрабатывается. В будущем беспилотные автомобили станут внедряться в первую очередь в тех регионах, где для этого уже будет создана полноценная регуляторная база», – утверждает его представитель.

Также не до конца ясны и бизнес-модели, связанные с беспилотными автомобилями, – в частности, потому, что установка такой системы приводит к значительному увеличению стоимости машины, добавляет представитель Cognitive: «Система стоимостью около 800 000 руб. по цене сопоставима с недорогой иномаркой».

Правда, ни Cognitive Pilot, ни «Яндекс» не собираются избавляться от проектов, связанных с беспилотными авто. Исследования и разработки в этой области продолжаются, уверяет представитель Cognitive. Беспилотные автомобили «Яндекса» тестируются в России, Израиле и США – каждая из тестовых зон добавляет новые сценарии для обучения, что помогает подготовить ее к дальнейшему внедрению в разных частях света, говорит представитель компании.

Чтобы полноценно эксплуатировать беспилотные авто, необходимо пересмотреть правила дорожного движения, предусмотреть правила получения права управления таким автомобилем и привлечения к ответственности за нарушение ПДД, отмечает адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова: «Также нужно адаптировать законы, регулирующие ОСАГО, каско, особенности фиксации ДТП и определения страхового возмещения».

В минимальный перечень поправок необходимо внести правила допуска беспилотного автомобиля к участию в дорожном движении, предусмотреть систему проверки его безопасности.

Венская конвенция о дорожном движении от 1968 г. фактически блокирует возможность убрать человека из-за руля транспортного средства, требуя наличия человека за рулем, объясняет представитель рабочей группы «Автонет» Ярослав Федосеев: «Пока изменения в ПДД, Гражданский и Уголовный кодексы лишь обсуждаются на уровне экспертного сообщества. МВД, в частности, заявляло, что вопрос об изменениях в ПДД будет рассматриваться, когда беспилотный транспорт станет массовым».

«Мы видим потенциал исследований и разработок на рынке беспилотных автомобилей, но коммерчески наша компания сейчас на них не фокусируется. При этом мы будем рады, если наши разработки и компоненты будут использованы компанией SberAutotech, которая как раз фокусно занимается темой беспилотных автомобилей в группе «Сбер», — передала «Ведомостям» Ольга Ускова. Что касается регуляторных вопросов, то по мере развития технологий они наверняка будут решены, уверена она.

Автомобили SberAutotech уже тестируются на улицах Москвы, отметил его представитель. «Cognitive Pilot специализируется на беспилотных решениях для транспорта и сельхозтехники — отдельные наработки будут использоваться SberAutoTech. Развивать тему беспилотных автомобилей в двух компаниях одновременно мы считаем не рациональными», — считает он.


Источник: «Ведомости», 9 февраля 2021, СП Сбербанка заморозило проект создания беспилотных автомобилей