Олег Мартьянов: «Тайга» и «Купол» помогут интегрировать беспилотные системы в существующее воздушное пространство

Олег Мартьянов: «Тайга» и «Купол» помогут интегрировать беспилотные системы в существующее воздушное пространство

Руководитель Национального центра развития технологий и базовых элементов робототехники ФПИ Олег Мартьянов в интервью ТАСС рассказал о работе ФПИ над проектами по использованию беспилотных авиационных систем.

— Как вы оцениваете существующую нормативную базу для робототехнических комплексов и беспилотных авиационных систем? Она не мешает развитию отрасли?

— Буквально на днях в Министерстве экономического развития прошло совместное совещание по вопросам создания экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций. Планируется принять соответствующий закон.

Менять национальное законодательство, не отработав ключевые вещи, преждевременно. Поэтому создание экспериментально-правовых режимов позволит на отдельных опытных районах отработать те решения, которые мы предлагаем. Убедиться в их достоверности, актуальности, полезности и что немаловажно — экономической целесообразности предлагаемых изменений. И после этого транслировать эти решения на военные, гражданские и другие области.

Одним из элементов развития экспериментально-правовых режимов является создание опытных районов, например проект «Тайга» в Томской области по использованию беспилотных авиационных систем. Здесь мы отрабатываем задачи по полному информационному и навигационному сопровождению таких сервисов, как аэрофотосъемка, мониторинг технических и природных объектов и доставка грузов с помощью беспилотников.

Сейчас нефтегазовые, электроэнергетические компании тратят огромные ресурсы на поддержание сетей ЛЭП, газо- и трубопроводов в исправном состоянии. Особенно в тяжелых условиях тайги, зимы, бездорожья эти работы должны выполнять роботы.

Мы начали отрабатывать технологические карты, которые были разработаны совместно с крупными заказчиками: ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть», ПАО «Лукойл», ПАО «Россети», ООО «Инвитро». Например, нами разработано предложение по применению БПЛА для доставки тестов на коронавирус в отдаленные села. Эта задача на сегодняшний день отработана и при необходимости может быть реализована.

— Какие еще эксперименты в рамках проекта «Тайга» предусмотрены?

— У нас предусмотрена проработка задач по доставке грузов в удаленные поселки в Томской области. После разлития рек, например, пачку лекарств в отдаленную больницу проще отправить беспилотником, чем вертолетом.

Но мы сегодня должны соблюдать все правила обеспечения безопасности. Одна из ключевых задач, которую мы решаем и в проекте «Маркер», и в рамках «Тайги», — интеграция робототехнических комплексов в нашу среду. И в военной, и в гражданской жизни мы должны последовательно внедрять роботов, чтобы они нам не мешали, а помогали. Например, БПЛС не должны мешать санитарной авиации, срочным вылетам МЧС, военным учениям и гражданским полетам.

— Вы сейчас говорите о системе «Купол»?

— В проекте «Купол» мы проектируем облик технической системы управления применением БПЛА. Эта система должна позволить нам организовать взаимодействие с ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», которое руководит большой и малой авиацией, увязать их с работой наших беспилотников, чтобы дроны нигде не создавали предпосылки к ЧП, и обеспечить в будущем ситуационную осведомленность об использовании воздушного пространства для всех участников процесса.

— Сейчас работа над системой «Купол» на каком этапе?

— В этом году мы начали проектировать технический облик системы управления опытным районом, варианты ее программно-аппаратного исполнения и web-интерфейс и рассчитываем к концу года эту работу закончить. Мы выработаем предложения: что нужно сделать для того, чтобы беспилотники безопасно выполняли возложенные на них задачи, а также какое наземное оборудование для этого понадобится.

Со следующего года мы начнем уже формировать эту систему. Совместно с инвесторами приступим к оборудованию опытного района необходимыми элементами системы управления, спроектированной в проекте «Купол». Инвесторы очень заинтересованы в данном проекте.

Мы начали предпроектную деятельность два года назад, разработали технические требования к элементам наземной и информационной инфраструктуры опытного района. Мы не хотим гадать и перенасыщать опытный район техническими средствами связи и навигации, подобные эксперименты необоснованные и весьма ресурсоемкие.

Исполнителям коммерческих сервисов наша система будет обеспечивать возможность непрерывного контроля и управления БПЛА, а также безопасность выполнения работ. Заказчики услуг БПЛА будут получать полную информацию о ходе выполнения работ на их технологических и природных объектах.

— Пилотный проект такой инфраструктуры будет в Томской области?

— Когда появится закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций, это позволит сформировать нам нормативную базу опытного района применения дронов и выполнять задачи там, где это необходимо и обоснованно.

Например, мы достаточно активно взаимодействуем с Кабардино-Балкарией в этом направлении. Для них интересны вопросы, связанные с анализом урожая и контролем за скотом. Там же на Эльбрусе огромная проблема обеспечения безопасности и поиска пропавших туристов.

Мы планируем описать необходимую для использования беспилотников инфраструктуру, привлечь эксплуатантов БПЛА, которые с помощью беспилотников смогут найти пропавшего туриста и доставить ему средства оказания первой помощи или даже эвакуировать его.

— Как вы думаете, можно будет привлекать тяжелые беспилотники свыше 30 кг?

— Закон об экспериментально-правовом режиме позволит задействовать тяжелые беспилотники. Фактически сегодня они не задействуются в гражданском секторе: ни для мониторинга Северного морского пути, ни для мониторинга огромных участков местности, поиска пожаров. На сегодняшний день нормативная база очень ограничивает возможности применения беспилотников свыше 30 кг. Мы рассчитываем этой работой сдвинуть дело с мертвой точки.

— Какие еще задачи стоят в рамках работы «Купол»?

Конечная цель нашего аванпроекта — это спроектированная система управления опытным районом и ее web-интерфейс, предназначенный для организации услуг с применением БПЛА как набора сервисов, например по доставке грузов или мониторингу местности, ЛЭП, трубопроводов.

— Мы создаем интеллектуальную цифровую платформу, посредством которой будут предоставлены услуги по регистрации беспилотников в федеральной базе Росавиации, регистрации компаний — эксплуатантов дронов. Заказчики получат возможность легко и просто заказывать необходимые услуги, предоставляемые беспилотниками наподобие современных агрегаторов такси.

Мы даже включили в набор перспективных сервисов создаваемой уникальной платформы создание электронной торговой площадки, современной «биржи» для осуществления конкурсных процедур для заключения контрактов на оказание услуг с применением дронов.

ФПИ постоянно взаимодействует с Минпромторгом России и Минэкономразвития России, чтобы компании, оказывающие услуги применения беспилотников для решения каких-либо задач, стали активно развиваться. Мы разрабатываем для них легальную платформу для работы. Заказчиками такого сервиса могут быть нефтяные или газовые компании, или, например, поликлиники и больницы.

Инвесторы для этого проекта уже есть.

— А в городских условиях такой сервис может заработать? Одно дело — мониторинг ЛЭП в тайге, совсем другое — полет дронов в городе.

— Мы считаем, что сервис по использованию дронов будет востребован и в городе. Идут эксперименты по применению БПЛА с использованием городской инфраструктуры. Например, вначале беспилотник летит с использованием ресурса своего аккумулятора, затем может часть пути преодолеть на крыше автобуса или сесть на специально оборудованную площадку подзарядки где-нибудь на крыше здания. Это большая интересная работа. Тяжелые беспилотники в городе использовать очень сложно, а у легких дронов есть ограничения по времени полета. Поэтому должна быть создана соответствующая инфраструктура по беспроводной зарядке БПЛА и по передаче данных от инфраструктуры дронам.

Как раз система «Купол» и будет помогать создавать инфраструктуру для использования беспилотников.

— Вы сейчас ведете какие-то работы по развитию самих беспилотников?

— Мы занимаемся различными беспилотными технологиями. Ключевая задача для нас — интегрировать их в существующую среду, существующее воздушное пространство.

Второе направление — создание авиационных комплексов корабельного базирования с коротким взлетом и посадкой. Это очень интересная задача — беспилотник должен взлететь, выполнить задачу, вернуться и сесть на корабль, который качается на волнах, в условиях бокового ветра, в условиях движения корабля.

— Это будут тяжелые беспилотники?

— Это будет зависеть от корабля, так, чтобы беспилотник вписывался в габариты корвета, например, или ледокола. Мы планируем создавать такие системы для уже существующих кораблей.

Сейчас разрабатываем авиационный комплекс самолетного типа с возможностью вертикального взлета и посадки на палубу. По этой программе мы сотрудничаем с компанией «Новик» из Егорьевска.

— Можете рассказать подробнее?

— Мы уже провели контрольный эксперимент. На первом этапе отработали возможность группового взлета и посадки на ограниченную площадку. В ближайшие дни проведем второй контрольный эксперимент, где проверим алгоритмы автоматических взлета и посадки на палубу.

Облик такого беспилотника мы сформируем в течение ближайших полутора-двух месяцев и будем ставить уже большую серьезную работу по такому комплексу.

Полностью интервью читайте: ТАСС, 29 июня 2020, Олег Мартьянов: в будущем будет не армия терминаторов, а армия умных «Маркеров»