Пандемия — это время молодых стартапов

Пандемия — это время молодых стартапов

Глава Cognitive Technologies Ольга Ускова рассказала Inc., как в начавшемся кризисе успел измениться ландшафт международного бизнеса, когда ждать конца карантина и почему происходящее не следует считать случайностью.

За последние несколько месяцев многие интернациональные бизнес-инструменты, наработанные за 25-30 лет, перестали работать. Мы наблюдаем за изменением социальной карты мира: страны закрывают границы, высылают рабочих-мигрантов, меняют концепции развития целых отраслей.

Поскольку в каждой стране своя экономическая формация и модель управления, сейчас соревнуются управленческие механизмы. Социалистическая модель Китая пока что показывает лучший организационный эффект в контексте пандемической угрозы, чем, например, США. Это глобальное соревнование, которое точно приведёт к перестройке лидерских позиций и изменениям сфер влияния в целом. Ситуация, в которой оказался сейчас весь мир, сыграет важную роль в расстановке политических сил во всех странах.

Очень резко стало востребовано всё, что связано с новым технологическим укладом, — это сейчас вопрос номер один. Плюс обозначились вопросы, когда большой объём производства находится вне страны и это создаёт дополнительные экономические риски для производителя.

Всё, что мы наблюдаем вокруг, — совершенно революционная перетряска всех инфраструктурных слоев. Большинство считает реальность, в которой мы живем, случайным отрезком времени и употребляет понятия «до» и «после». Я предлагаю не считать всё происходящее случайностью и не говорить о том, что будет некое «после».

Мир изменился, и теперь мы будем жить с новым вирусом. Существует много штаммов вируса гриппа, и многие из нас весной и осенью болеют этим гриппом. Кто-то даже умирает от него — но мы же не впадаем из-за этого в панику.

Человечество в своё время просто привыкло жить вместе с тем или иным вирусом. Мы придумывали прививки, которые не стопроцентно спасают, но снижают его активность. С коронавирусом произойдёт то же самое. Может быть, теперь в нашей жизни, помимо весеннего и осеннего гриппа, появятся весенний и осенний коронавирус и мы привыкнем существовать и в таком режиме — потому что этот вирус не исчезнет с лица земли.

Недавно я участвовала в большом международном экспортном совещании глав компаний, которые занимаются ИИ. Оно проходило в закрытом формате, и я не имею право рассказывать обо всём. Но могу сказать, что лидеры глобальных корпораций обсуждают продление работы в условиях карантина как минимум до декабря.

Это связано с волатильностью самой пандемии: штамм вируса мутирует (причем этих штаммов уже несколько), вакцину разработать не успевают, социальные слои стремительно меняются, а гибридная система производства — сочетание онлайна и офлайна — выходит на первый план, причем законодательство к этому не вполне готово.

У компаний меняется принцип работы — скажем, мы (Cognitive Pilot) за этот период создали целую онлайн-фабрику. Сейчас почти 82% штата — на удалёнке. После того как пройдет пик заражений, часть будет переведена в офлайн, но частично люди продолжат работать в таком же режиме.

Неоднократно я сталкивалась с комментариями, что нашей компании повезло, мол, технологический бизнес сейчас взлетает, а ресторанный, туристический, зрелищный — ждёт стагнация. На самом деле эти бизнесы не исчезнут — люди всегда будут испытывать потребность во вкусной еде, выпивке и в зрелищах.

Базовая потребность не изменилась, но изменились формы обслуживания и логистики. Чем быстрее отрасль или бизнес освоит новый тип сервиса и маркетинга, тем быстрее они опять окажутся в спросовой нише.

При такой жёсткой перестройке неизбежно сменятся лидеры. Пандемия — это время молодых стартапов, потому что у них появилась возможность резко встать на ключевые позиции в новых отраслях. Рынок не исчезает, он перестраивается, меняет структуру и лидеров.

Всем хочется хорошо организованного развлечения с понятным интерфейсом. К примеру, онлайн-кинотеатр Okko, которому без году неделя, закрывает эту потребность — и он поднялся сейчас предельно быстро.

Очень много стартапов, которые ставят целью снизить зависимость от присутствия человека, сейчас взлетят. Раньше нам нужно было убеждать всех в том, что важно снизить человеческий фактор в агроработах. Сейчас такой вопрос даже не поднимается. Никому уже не нужно объяснять, почему надо поставить робота на поле, снизить зависимость от самочувствия механизатора и его действий во время реализации ключевых сельхозпроцессов, таких как уборка урожая.

 

Полностью материал читайте:
Inc., 24 апреля 2020, «Пандемия — время стартапов»: Ольга Ускова — о переменах в технологиях и обществе