Представлен проект Концепции развития регулирования в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники

Представлен проект Концепции развития регулирования в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники

Замминистра Минэкономразвития РФ Владислав Федулов на заседании рабочей группы «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» представил проект Концепции развития регулирования в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, разработанный Минэкономразвития совместно с Фондом «Сколково», ПАО «Сбербанк», ПАО «МТС», Аналитическим центром при Правительстве РФ, Национальной Ассоциацией участников рынка робототехники, Фондом «Центр стратегических разработок», ООО «Яндекс», Mail.ru Group и представителями ряда других организаций.

В Концепции определяются основные подходы к трансформации системы нормативного регулирования в Российской Федерации для развития технологий искусственного интеллекта и робототехники (РТ) в различных сферах экономики.

Концепция состоит из 5 смысловых блоков:

  • Общие положения(цели Концепции, цели и задачи регулирования, принципы регулирования и проблемы, общие подходы и направления регулирования).
  • Оборот данных, юридическая ответственность в случае применения систем ИИ и РТ, экспорт систем ИИ и РТ, страховые институты, безопасность (в том числе информационная), термины и определения в сфере ИИ и РТ, разработка международных документов в сфере ИИ и РТ.
  • Отраслевые направления совершенствования регулирования применения технологий ИИ и РТ, такие как медицина, промышленность, транспорт, государственное и муниципальное управление, градостроительство, космическая деятельность и финансовое законодательство.
  • Регуляторные меры для финансового стимулирования развития отрасли, например, меры стимулирования предложения, меры стимулирования спроса и иные.
  • Механизмы реализации Концепции, способствующие созданию комфортной регуляторной среды для развития ИИ и РТ.

В России отсутствует специальное законодательное регулирование

В настоящий момент в России отсутствует специальное законодательное регулирование, учитывающее специфику применения технологий ИИ и РТ. Главная цель регулирования отношений в сфере искусственного интеллекта, а также самой концепции – стимулирование разработки, внедрения и использования технологий, повышение благосостояния и качества жизни граждан, достижение устойчивой конкурентоспособности российской экономики, в том числе лидирующих позиций в мире в области ИИ.

Утверждение концепции направлено на создание основ правового регулирования новых общественных отношений, формирующихся в связи с применением систем ИИ и РТ, имеющих преимущественно стимулирующий характер.

Согласно принципам концепции, развитие технологий ИИ и РТ должно основываться на базовых этических нормах, ориентироваться на благополучие человека, соответствовать закону, в том числе требованиям безопасности, не допускать противоправной манипуляции поведением человека и контролироваться человеком.

Следствием реализации концепции должны стать разработка и принятие к 2024 г. нормативных актов в сфере ИИ и РТ, создающих комфортную регуляторную среду для развития технологий ИИ и РТ, в том числе по следующим направлениям: создание регуляторных мер для финансового стимулирования развития технологий ИИ и РТ; создание механизмов упрощенного внедрения технологий ИИ и РТ; решение общеотраслевых задач развития законодательства, включая обеспечение безопасности систем ИИ и РТ; снятие отраслевых барьеров для внедрения технологий ИИ и РТ; совершенствование режима оборота данных для целей развития ИИ и РТ; совершенствование системы технического регулирования в сферах ИИ и РТ; разработка актов в сфере ИИ и РТ на международном уровне.

Избегать внедрения в законодательство единого легального определения терминов

В одном из рабочих вариантов Концепции, в п.2.6., поднят вопрос о терминологии:

2.6. Разработка и уточнение терминов и определений в сфере технологий ИИ и РТ.
Отсутствие однозначного понимания содержания терминов «искусственный интеллект», «робот», «умный робот», «робототехника», «интеллектуальный агент» приводит к терминологическим проблемам при формировании регулирования.
В то же время с учетом прикладного характера применения этих технологий в самых разных областях, может требоваться формулирование разных определений в зависимости от отрасли применения технологий ИИ или РТ. По этой причине в рассматриваемый в Концепции временной период предлагается по возможности избегать внедрения в российское законодательство единого для всех отраслей легального определения терминов указанных выше. При этом крайне важно в указанный период провести работу по построению и гармонизации онтологии предметной области силами экспертного сообщества и профильных технических комитетов при Росстандарте. Там, где это необходимо для целей определения предмета регулирования конкретных нормативно- правовых актов, предлагается использовать определения, содержащиеся в документах по стандартизации, либо давать определения, актуальные конкретно для этой сферы регулирования.

Особое мнение

Хотя обсуждение Концепции завершено, эксперты, принимавшие участие в обсуждении, высказали ряд замечаний, которые, как можно надеяться, дадут импульс дальнейшей разработке правовых вопросов ИИ. В частности, Центр урбанистики и киберантропологии ЛГУ отмечает, в ряду других, вопрос определений:

В проекте Концепции не были даны определения таким основополагающим для текста терминам как «искусственный интеллект» и «робототехника». Согласно тексту одного из пунктов проекта, однозначное содержание этих терминов отсутствует, однако известно, что в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. (утверждена Указом Президента РФ №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации») уже были даны определения таким терминам как «искусственный интеллект» и «технологии искусственного интеллекта». Дело в том, что ещё до проведения отраслевых и институциональных исследований крайне важно определить, что мы сейчас и в дальнейшем понимаем под искусственным интеллектом и какую общую модель правового регулирования выберем? Важно уточнить и то, какая форма искусственного интеллекта подлежит исследованию и адаптации в законодательстве: «сильный» искусственный интеллект со всеми вытекающими вопросами правосубъектности или «слабый» искусственный интеллект с корректировкой норм гражданского законодательства в части определения категорий «создатель», «разработчик», «оператор» для дифференции вопросов гражданско-правовой ответственности.

 

Источники:

Министерство экономического развития Российской Федерации, Новости, 17 апреля 2020, Рабочая группа АНО «Цифровая экономика» одобрила разработанный Минэкономразвития проект Концепции развития регулирования в сфере искусственного интеллекта
CNews, 22.04.2020, «Цифровая экономика» утвердила принципы правового регулирования искусственного интеллекта и робототехники
ВК, Центр урбанистики и киберантропологии ЛГУ, 12 апреля 2020, Оценка проекта «Концепции развития регулирования в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года»
(Центр урбанистики и киберантропологии — подразделение ВУЗа с дурацким названием «Ленинградский государственный университет», расположенного в г.Пушкине Ленобласти).