Активная работа по реализации дорожных карт по сквозным технологиям до сих пор не начата

Активная работа по реализации дорожных карт по сквозным технологиям до сих пор не начата

«Коммерсантъ» опубликовал большое интервью спецпредставителя президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова.

В прошлом году Сбербанк, «Ростех», «Ростелеком», «Росатом» и РЖД взялись за реализацию «дорожных карт» по нескольким сквозным технологиям, при этом предполагалось, что непосредственная поддержка будет реализовываться через институты развития. В конце 2019 года не было ясности, кто и за что будет отвечать в развитии технологической повестки. После смены правительства им было объявлено о создании комиссии по цифровому развитию, у программы «Цифровая экономика» появился новый куратор.

В интервью Дмитрий Песков рассказал о разделении полномочий в этой области и о конкуренции между ключевыми игроками на рынке.

[…]

— Какой будет новая архитектура принятия решений?

В структуре правительства есть четкое разделение. Первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов отвечает за технологическое развитие. Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко отвечает за вопросы, связанные с цифровой экономикой. Где «цифра» имеет наибольший потенциал немедленного внедрения — сфера ответственности Министерства цифрового развития. Для него очевидный приоритет — это цифровые платформы, которые повышают риск появления в стране большого количества цифровых монополий.

[…]

Поэтому логика распределения сфер ответственности – в том, что с одной стороны это цифровые платформы, коммуникации, с другой — технологическое развитие, то есть такое хардкор-развитие. С третьей стороны — микроэлектроника и топливно-энергетический комплекс, который курирует заместитель председателя правительства Юрий Борисов. Получается так, что сейчас де-факто повестка разделена между тремя вице-премьерами.

— В прошлом году были сложности с финансированием программ цифровой экономики, теперь же многое меняется из-за борьбы с коронавирусом. Как это отразится на технологической повестке?

— […] Насколько я знаю, до настоящего времени решения по распаковке цифровых технологий нет. В чем сложность? В прошлом году были подписаны соглашения правительства с компаниями-лидерами, которые взяли на себя ответственность за реализацию тех или иных технологических направлений. Ответственность они взяли, по ряду направлений они готовы софинансировать эти разработки — но «склейки» обязательств компаний и финансирования государства до сих пор не произошло. И в этом смысле в части сквозных цифровых технологий конструкция единого управления, безусловно, находится под ударом. Склейки нет — а она, конечно, должна быть произведена. Иначе поставленные цели не будут достигнуты.

— В чем сейчас основное препятствие?

— В соглашениях, которые подписаны с компаниями, нет прямой связки, нет обязательств государства по софинансированию их из программы «Цифровая экономика». В этой ситуации возникает соблазн потратить эти средства, не согласовывая их с этими компаниями. В прошлом году такие казусы случались. А дальше появляется вопрос мотивации лидеров из этих компаний, которые взяли на себя ответственность за достижение тех или иных технологических показателей — но при этом не обладают инструментами, которые необходимы для достижения этих целей. Эту работу необходимо завершить, если этого не сделать, то у вас цели будут жить отдельно, а инструменты достижения целей — отдельно, и это ни к чему хорошему не приведет.

С формальной стороны это требует изменений в соглашениях и в принятых «дорожных картах». Надо просто прописать соответствующие нормативы, поэтому это не очень сложная задача, просто ее надо сделать. Но пока это, безусловно, такая тяжелая ситуация, и я бы сказал, что активная работа по реализации «дорожных карт» по сквозным технологиям в этом году до сих пор не начата. Это такой тяжелый момент, когда эта синхронизация пока не достигнута и мы теряем время — госкомпании и институты развития естественным образом не хотят терять самостоятельность при принятии решений.

[…]

— Не порождает ли активность крупных компаний определенного страха на рынке, что Сбербанк купит всех разработчиков и на этом развитие закончится?

— Это все равно лучше, чем если никто не купит. И лидеры этих проектов в конце концов могут инвестировать в следующие проекты и стартапы, если захотят. Другое дело, что мы постоянно ведем переговоры со Сбербанком о том, что ему необходимо разграничивать функции крупного игрока и института развития. Если Сбербанк как компания отвечает за развитие искусственного интеллекта — то развивать его, только поглощая все компании, невозможно. Потому что нужно и разговаривать. Но этого диалога очень не хватает. Мы надеемся на то, что федеральный проект по искусственному интеллекту, который будет принят, он будет не только про Сбербанк, но и про другие, в том числе относительно небольшие компании. И про небольшие стартапы, и про экосистему целиком, и про средние компании.

[…]

Полностью интервью читайте: «Коммерсантъ», 07.04.2020, «Госкомпании и институты развития не хотят терять самостоятельность»
Фото: Коммерсантъ, Александр Коряков