«Коммерсантъ» опубликовал большое интервью спецпредставителя президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова.
В прошлом году Сбербанк, «Ростех», «Ростелеком», «Росатом» и РЖД взялись за реализацию «дорожных карт» по нескольким сквозным технологиям, при этом предполагалось, что непосредственная поддержка будет реализовываться через институты развития. В конце 2019 года не было ясности, кто и за что будет отвечать в развитии технологической повестки. После смены правительства им было объявлено о создании комиссии по цифровому развитию, у программы «Цифровая экономика» появился новый куратор.
В интервью Дмитрий Песков рассказал о разделении полномочий в этой области и о конкуренции между ключевыми игроками на рынке.
[…]— Какой будет новая архитектура принятия решений?
В структуре правительства есть четкое разделение. Первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов отвечает за технологическое развитие. Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко отвечает за вопросы, связанные с цифровой экономикой. Где «цифра» имеет наибольший потенциал немедленного внедрения — сфера ответственности Министерства цифрового развития. Для него очевидный приоритет — это цифровые платформы, которые повышают риск появления в стране большого количества цифровых монополий.
[…]Поэтому логика распределения сфер ответственности – в том, что с одной стороны это цифровые платформы, коммуникации, с другой — технологическое развитие, то есть такое хардкор-развитие. С третьей стороны — микроэлектроника и топливно-энергетический комплекс, который курирует заместитель председателя правительства Юрий Борисов. Получается так, что сейчас де-факто повестка разделена между тремя вице-премьерами.
— В прошлом году были сложности с финансированием программ цифровой экономики, теперь же многое меняется из-за борьбы с коронавирусом. Как это отразится на технологической повестке?
— […] Насколько я знаю, до настоящего времени решения по распаковке цифровых технологий нет. В чем сложность? В прошлом году были подписаны соглашения правительства с компаниями-лидерами, которые взяли на себя ответственность за реализацию тех или иных технологических направлений. Ответственность они взяли, по ряду направлений они готовы софинансировать эти разработки — но «склейки» обязательств компаний и финансирования государства до сих пор не произошло. И в этом смысле в части сквозных цифровых технологий конструкция единого управления, безусловно, находится под ударом. Склейки нет — а она, конечно, должна быть произведена. Иначе поставленные цели не будут достигнуты.
— В чем сейчас основное препятствие?
— В соглашениях, которые подписаны с компаниями, нет прямой связки, нет обязательств государства по софинансированию их из программы «Цифровая экономика». В этой ситуации возникает соблазн потратить эти средства, не согласовывая их с этими компаниями. В прошлом году такие казусы случались. А дальше появляется вопрос мотивации лидеров из этих компаний, которые взяли на себя ответственность за достижение тех или иных технологических показателей — но при этом не обладают инструментами, которые необходимы для достижения этих целей. Эту работу необходимо завершить, если этого не сделать, то у вас цели будут жить отдельно, а инструменты достижения целей — отдельно, и это ни к чему хорошему не приведет.
С формальной стороны это требует изменений в соглашениях и в принятых «дорожных картах». Надо просто прописать соответствующие нормативы, поэтому это не очень сложная задача, просто ее надо сделать. Но пока это, безусловно, такая тяжелая ситуация, и я бы сказал, что активная работа по реализации «дорожных карт» по сквозным технологиям в этом году до сих пор не начата. Это такой тяжелый момент, когда эта синхронизация пока не достигнута и мы теряем время — госкомпании и институты развития естественным образом не хотят терять самостоятельность при принятии решений.
[…]— Не порождает ли активность крупных компаний определенного страха на рынке, что Сбербанк купит всех разработчиков и на этом развитие закончится?
— Это все равно лучше, чем если никто не купит. И лидеры этих проектов в конце концов могут инвестировать в следующие проекты и стартапы, если захотят. Другое дело, что мы постоянно ведем переговоры со Сбербанком о том, что ему необходимо разграничивать функции крупного игрока и института развития. Если Сбербанк как компания отвечает за развитие искусственного интеллекта — то развивать его, только поглощая все компании, невозможно. Потому что нужно и разговаривать. Но этого диалога очень не хватает. Мы надеемся на то, что федеральный проект по искусственному интеллекту, который будет принят, он будет не только про Сбербанк, но и про другие, в том числе относительно небольшие компании. И про небольшие стартапы, и про экосистему целиком, и про средние компании.
[…]Полностью интервью читайте: «Коммерсантъ», 07.04.2020, «Госкомпании и институты развития не хотят терять самостоятельность»
Фото: Коммерсантъ, Александр Коряков