Кофейни начали узнавать посетителей в лицо

Кофейни начали узнавать посетителей в лицо

Газета «Коммерсантъ» сообщает, что сразу две сетевые кофейни — «Правда кофе» и OneBucksCoffee — начали тестировать сервис распознавания лиц для изучения привычек своей аудитории. Похожую технологию используют другие сети общепита и ритейлеры, но это делается для изучения трафика, оплаты покупок или борьбы с воровством. Впрочем, повсеместное распространение видеоидентификации может вызвать в потребительской среде дискуссию, является ли лицо человека частью его персональных данных.

Сети «Правда Кофе» и OneBucksCoffee начали тестировать систему облачного распознавания лиц сервиса Ivideon. Технология позволяет формировать списки посетителей, например постоянных или нежелательных, настраивать уведомления при обнаружении лиц из них, а также искать конкретных людей в архиве и формировать детальные отчеты об аудитории. Архитектура сервиса исключает доступ к просмотру записей как для персонала дата-центров, где хранится информация, так и для самих сотрудников компании, заявляют в Ivideon.

Основатель сети «Правда кофе» Филипп Лейтес пояснил, что эксперимент проводится в девяти кофейнях, в дальнейшем он может распространиться на все 60 франчайзинговых кофеен. По словам представителя OneBucksCoffee, сеть тестирует сервис в четырех заведениях, планируя расширить его на все 120 точек.

«Коммерсантъ» отмечает также, что, например, Cofix Russia использует технологии идентификации лиц для создания «умных» витрин, а в некоторых кофейнях сети «Кофе Хауз» используется Face ID для оплаты заказов без смартфона или банковской карты.

Кроме заведений общепита, технологией распознавания лиц активно пользуются и ритейлеры. Так, группа «М.Видео-Эльдорадо» рассматривает сразу несколько решений, в основе которых лежит видеоаналитика, для более точного подсчета трафика магазинов и конверсии покупок. Технологию оплаты в своих магазинах с помощью распознавания лица тестирует и сеть «Магнит».

При широком использовании видеоидентификации покупателей в обществе возникает дискуссия, является ли изображение человека его персональными данными или нет. До недавнего времени суды исходили из того, что само по себе изображение без указания дополнительной информации не является элементом персональных данных. Примерно такого же мнения придерживается и Роскомнадзор. Однако закон о персональных данных имеет очень широкую трактовку.

Съемка собственных посетителей несет для компаний риски, связанные с соблюдением законодательства о персональных данных, указывает Екатерина Тягай, руководитель практики «Особых поручений» коллегии адвокатов Pen & Paper. «Таргетирование предоставляемых услуг требует большей идентификации граждан, нежели чем простая фиксация лиц. Таким образом, владельцы кофеен не застрахованы от потенциальных претензий своих клиентов в связи с незаконными манипуляциями с их персональными данными».

Источник: Газета «Коммерсантъ», 01.11.2019, Распознавание на кофейной гуще