Робототехник Альберт Ефимов о мире будущего. Беспилотники и чат-боты вместо лучших друзей

Робототехник Альберт Ефимов о мире будущего. Беспилотники и чат-боты вместо лучших друзей

Журнал «Сноб» выяснил у руководителя Лаборатории робототехники Сбербанка Альберта Ефимова, как роботы могут увеличить производительность бизнеса, способны ли они понять человека и грозит ли нам восстание машин.

Вот некоторые цитаты из этого интервью.

Роботы чаще всего используются в промышленности — во всем мире установлено лишь чуть больше двух миллионов промышленных манипуляторов. По сравнению с общими трудовыми ресурсами на нашей планете — это капля в море. Поэтому слухи о том, что роботы скоро заполонят мир, сильно преувеличены. Кроме того, промышленность составляет около 25% от общего объема мировой экономики. Все остальное — это сервисная экономика и сельское хозяйство, а как раз в этих отраслях робототехника пока мало распространена.

В промышленности роботы применяются в основном для автоматизации структурированных и четко определенных задач вроде сварочных работ, погрузки и разгрузки со склада, а также сортировки. В этом секторе есть задачи, созданные под конкретных роботов: например, чтобы обеспечить сварку и покраску автомобилей с помощью роботов, нужно поменять весь цех и прежде всего полностью убрать из цеха людей. Сервисные роботы устроены по-другому: они умеют выполнять задания без изменения существующих процессов. В Сбербанке мы создали комплекс, который полностью автономно, без участия человека может пересчитывать полтонны купюр в сутки, при этом не допуская ни единой ошибки. Это экономически выгодно: роботы повышают производительность труда кассиров в три раза. При этом наш роботизированный участок не требует безлюдного цеха — человек может работать рядом с роботом. Поэтому такие роботы называются коллаборативными — люди могут работать вместе с ними.

А что, на ваш взгляд, сегодня больше всего мешает развитию робототехники?

Есть технологические и экономические барьеры. С одной стороны, робототехника развивается там, где работникам хорошо платят. Например, в Китае внедрение роботов экономически выгодно, потому что затраты на роботов оправдываются на производстве. В России рабочие зарабатывают очень мало — из-за этого внедрение роботов банально нерентабельно. Кроме того, в нашей стране развитие робототехники тормозит трудовая миграция. Какой смысл внедрять на производстве роботов, если можно нанять трудовых мигрантов? Это важное экономическое препятствие.

С другой стороны, есть и технологические проблемы. …роботы довольно плохо понимают человека. …И наконец, роботы крайне плохо манипулируют объектами физического мира. Для них просто открыть дверь — уже целый подвиг. Для роботов непростая задача — найти дверь. Кстати, если вдруг вы боитесь восстания машин — просто не открывайте роботам дверь, и все будет хорошо.

 

…Еще во всем мире активно работают над тем, чтобы роботы научились понимать контекст нашего общения. Сейчас даже лучшие голосовые помощники не в состоянии элементарно обратиться к нам по имени — по крайней мере среди тех, которые разговаривают по-русски: для них это сложно, они просто не понимают, с кем общаются. А как понять не только то, что за человек обращается к роботу, но и что ему нужно? И можно ли предсказать его намерения? Через несколько лет мы столкнемся с ситуацией, когда машины, с которыми мы разговариваем, будут знать нас лучше, чем мы сами. И это очень интересно.

А как же эмпатия и чувства? Машина сможет анализировать их?

Это вопрос совсем далекого будущего. Наверное, эмпатия свойственна только живым существам. Но машины могут симулировать эмпатию и любые другие чувства. Поэтому мы, вероятно, окажемся в ситуации, когда человеку будет интереснее с машиной, чем с другим человеком.

Источник: Журнал «Сноб», 15 апреля 2019, Беспилотники и чат-боты вместо лучших друзей: робототехник Альберт Ефимов о мире будущего