Зеленый свет для беспилотных автомобилей в России

Зеленый свет для беспилотных автомобилей в России

Роботизированные автомобили доехали и до России: с декабря им официально разрешено выезжать на дороги общего пользования. И хотя технологические решения для самих беспилотников в России есть, инфраструктурная составляющая для них еще находится в очень отстающем состоянии.

Как сообщает Коммерсантъ, зеленый свет для беспилотных автомобилей в России включило специальное правительственное постановление, которое с 1 декабря разрешает машинам без водителя в тестовом режиме выезжать на дороги общего пользования. Впрочем, сами по себе машины-роботы ездить в России не смогут, в обязательном порядке в них должен находиться специалист, который, если что, обязан взять управление на себя. Да и процедура оформления беспилотного транспортного средства довольно непростая. Сначала его создатель должен подать заявку во ФГУП НАМИ, которое не только внимательно рассмотрит сопровождающую документацию, но и уполномочено проводить испытание авторобота на своих полигонах. Затем машину нужно будет в особом порядке регистрировать в ГИБДД, и только после этого авторобот имеет право показываться в общем транспортном потоке. Здесь его будет выделять наклеенный на кузов специальный утвержденных знак — заключенная в треугольник большая буква «А».

Пока беспилотники получили право появляться на дорогах Москвы и Татарстана. А что касается волнующего обычных водителей вопроса, кто будет отвечать за беспилотный автомобиль в случае возможного ДТП, то новый регламент указывает на то, что за все действия роботизированной машины отвечает ее собственник и все такие транспортные средства в обязательном порядке должны застраховать гражданскую ответственность на сумму не менее 10 млн руб.

Россия на несколько лет отстала с допуском беспилотных автомобилей на свои дороги, в развитых странах испытания робомобилей в естественной транспортной среде легализованы еще с начала 2010-х годов. Сейчас самоуправляемые машины можно встретить на дорогах США, Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Арабских Эмиратов, Сингапура, Австралии, Японии, Китая и других стран. Причем в ряде мест беспилотники имеют право ездить по дорогам в полном одиночестве, без присутствия сопровождающего внутри — это, например, разрешено делать в США и Японии. А в некоторых местах беспилотники уже совершают коммерческие маршруты — например, в австралийском Сиднее с сентября беспилотный автобус возит пассажиров вокруг Олимпийского парка. А в Токио, Дубае и Лас-Вегасе в текущем году появились экспериментальные сервисы беспилотных такси.

Увы, испытания беспилотников иногда оканчиваются авариями. В основном их последствия — это царапины и вмятины на кузове автомобиля, иногда — ссадины у людей. Но зафиксировано и два случая летального исхода: в первом, в 2016 году, от столкновения с грузовиком в США погиб ехавший на автопилоте пассажир автомобиля Tesla, а весной текущего робомобиль марки Volvo, испытания которого проводила компания Uber, сбил насмерть пешехода близ американского города Финикс. Правда, в обоих случаях расследование не подтвердило вину электронных систем в данных инцидентах.

В России пока никто официально не воспользовался новым регламентом испытаний беспилотников. Но кандидаты на эту роль есть. Во-первых, это зарубежные автопроизводители. В мире беспилотники испытывают более сотни компаний: это как почти все ведущие традиционные автопроизводители (General Motors, Tesla, Ford, Nissan, Toyota, Honda, Mercedes-Benz, Audi, BMW, Renault, Volvo и пр.), так и производители комплектующих (Bosch, Continental, Delphi, ZF). Одновременно свои прототипы имеют и компании из сферы хайтека и автомобильных сервисов, такие как Google, Uber, Apple, Lyft, Mobileye и др.). Некоторые из них, такие как Scania, Bosch, Ford, Nissan, ранее говорили о своей заинтересованности в испытаниях своих беспилотников в сложных российских условиях.

Одновременно свои беспилотные решения активно развивают и российские компании, две из них уже официально подтвердили свои планы начать испытания в соответствии с новым регламентом. Речь идет в первую очередь о компании «Яндекс», которая разработала свой прототип робомобиля в 2016 году. Он создан на базе Toyota Prius и, по словам представителей компании, использует специальное, разработанное специалистами «Яндекса» программное обеспечение для быстрой обработки информации с установленных на авто датчиков, а также с оригинальных яндексовских электронных карт.

На самом деле «Яндекс» начал испытывать свой робомобиль даже раньше официального разрешения: в феврале компания выложила видео, на котором ее беспилотный автомобиль лихо сам рулил в центре Москвы, а в июне беспилотный «Яндекс» совершил публичный автопробег от Москвы до Казани. Новый регламент, по словам представителей компании, откроет для нее новые возможности. «Яндекс» будет принимать участие в тестировании, чтобы расширить зоны и условия испытаний беспилотной технологии. Мы не раз говорили о необходимости инициативы и рады, что ее приняли»,— говорит Дарья Тросникова, представитель пресс-службы «Яндекса».

Руководство «Яндекса» говорит о том, что в течение следующего года компания увеличит парк беспилотных автомобилей минимум до 100 машин. Более того, компания намерена испытывать и продвигать свои беспилотные технологии не только в России, но и в США: недавно «Яндекс» получил лицензию на испытания своих беспилотных автомобилей в американском штате Невада, также он представит свой беспилотник на крупной выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе в январе следующего года.

Вторая российская компания, которая официально подтверждает ближайший старт испытаний своих беспилотных машин по новому регламенту,— это КамАЗ, который с 2016 года развивает проект своего беспилотного электробуса «Шатл». На последнем Московском автосалоне этот прототип был представлен в усовершенствованной версии «Шатл 2.0» и даже получил серийный индекс КамАЗ-1221. Представители КамАЗа говорят, что их беспилотный автомобиль будет готов к серийному производству уже в 2021–2022 годах.

Помимо вышеупомянутых компаний в России есть еще не менее десятка игроков, которые хоть пока не заявляют о намерении начать тесты своих беспилотников на дорогах общего пользования, однако в будущем они вполне могут стать активными участниками этого процесса. Например, свои решения для беспилотного транспорта не только в России, но и на международной арене продвигает российская компания Cognitive Techologies. Прототип беспилотного авто имеют российский производитель автомобильной электроники «Старлайн», а также российский производитель автобусов «Волгабас» (проект «Матрешка»). Успешно внедряет свои беспилотные решения в том числе за рубежом (правда, в области спецтехники) российская компания «Вист групп». Свою оригинальную систему роботизации автомобилей предлагает российский производитель софта Auriga.

Подробнее: Коммерсантъ Авто, 20.12.2018, Сам и поехал