Результаты конференции «Беспилотная авиация-2018»

Результаты конференции «Беспилотная авиация-2018»

При поддержке и участии Ассоциации АЭРОНЕТ 19-20 апреля в Москве состоялась V Международная конференция «Беспилотная авиация-2018», организованная Центром стратегических разработок в гражданской авиации.

Конференция собрала производителей и эксплуатантов беспилотных авиационных систем, систем автоматического управления, пилотажно-навигационного оборудования, тренажеров и систем компьютерного моделирования, аэросъемочной аппаратуры, метеорологического, геофизического оборудования. Участники обсудили международные тренды и инновационные решения, а также вопросы нормативно-правового и технического регулирования беспилотных авиационных систем.

Генеральный директор Ассоциации АЭРОНЕТ Глеб Бабинцев в ходе доклада отметил, что нормативные правила должны опираться на апробированные методологии и технологии. Ключевым для развития был и остается вопрос организации совместных полетов БВС, а также с пилотируемой авиацией во всех классах воздушного пространства. Докладчик предложил на обсуждение четыре возможных сценария интеграции беспилотников в зависимости от класса воздушного пространства, в котором происходит их полет. Были рассмотрены аспекты организации полетов БВС на малых высотах с помощью внешней системы UTM, и полеты вне системы UTM, что является еще более частым случаем, определяющим будущие технологии безопасных совместных полетов в контролируемом и неконтролируемом воздушном пространстве.
Глеб Бабинцев подчеркнул, что главным условием безопасной интеграции БВС является обеспечение полной ситуационной осведомленности и взаимодействия всех участников воздушного движения в каждый момент времени полета. Также эксперт отметил, что на сегодняшний день не более 45% коммерческих полетов осуществляется на высоте до 150 м от земли, поэтому все технологии и регулирование должны смотреть в будущее и создавать условия совместных полетов на большей высоте.

В ходе дискуссии участниками была выражено опасение о том, что принятое в России решение о внедрении единого стандарта наблюдения за пилотируемыми и беспилотными судами на базе «единого стандарта» МПСН не учитывает специфику беспилотной авиации и создает барьер для развития рынка беспилотников.

Президент Ассоциации АЭРОНЕТ Сергей Жуков в своем выступлении рассказал о реализации Дорожной карты Аэронет НТИ, а именно о реализованных проектах в рамках государственной поддержки НТИ. Докладчик отметил, что важным для развития отрасли является создание сети испытательных полигонов на территории России, и в ближайшее время первый конкурс на создание такого полигона будет объявлен проектным офисом НТИ.

Традиционным стало выступление эксперта России в комитете ИКАО по дистанционно пилотируемым авиационным системам Эдуарда Фалькова о вопросах обеспечении кибербезопасности интеграции БАС в воздушное пространство России. Самые большие риски противоправного применения беспилотников несет существующая сегодня возможность возможность хакера перехватывать каналы наблюдения, навигации, передачи сообщений. По словам докладчика, мир сидит на пороховой бочке, поскольку в большой авиации сегодня сложилась ситуация полной кибербеззащитности. Дальнейшее развитие незащищенных технологий и навязывание их в сферу БАС влечет огромные угрозы для безопасности полетов и национальной безопасности. Наиболее адекватным средством решения этой задачи он назвал использование двухключевых (Public-Key) алгоритмов криптографической защиты информа­ции, передаваемой участниками воздушного движения в рамках самоорганизующих­ся воздушных сетей (СОВС).

Вице-президент страхового дома ВСК Руслан Кубарев затронул тему страхования гражданской ответственности владельцев БВС, которую регламентируют 131 и 135 статьи Воздушного кодекса РФ. «Отсутствие процедур фиксации авиационных происшествий препятствует введению механизма страхования ответственности внешних пилотов», заключил он.

Отдельный блок вопросов был посвящен подготовке кадров и образованию в области беспилотной авиации. Участники обсудили профстандарт специалиста БАС, который сегодня находится на утверждении в Национальном совете по профессиональным квалификациям. Докладчики, опираясь на международный опыт, подчеркивали, что в США, европейских странах, Китае получение базовых теоретических знаний по безопасности полетов БВС является обязательным и получить их может любой желающий в режиме онлайн или с дополнительной практикой за несколько дней дней. Отсутствие же такой гибкой системы в России приводит к тому, что в небе появляются совершенно не обученные пользователи, которые создают риски как для безопасности граждан, так и для наземной инфраструктуры и других воздушных судов.

В конце дня состоялась Стратегическая сессия по разработке предложений нормативно-правового регулирования дронов. В частности, была обозначена по-прежнему нерешенная проблема с учетом малых беспилотников. Отсутствие документов об учете, по словам участников, нередко побуждает представителей правоохранительных органов принудительно сажать беспилотники и даже изымать их у владельцев до выяснения обстоятельств. Участники высказались о необходимости подготовки для органов МВД официального разъяснения о том, что отсутствие учета малых БВС сегодня не может трактоваться как правонарушение.

Истчоник: сайт Ассоциации Аэронет, 23 апреля 2018 — «Если прогресс тормозится, рынок БАС может перегореть»: результаты конференции «Беспилотная авиация-2018».

Фото: сайт «Российские Беспилотники»
и http://forum.rcdesign.ru/blogs/74229/blog23346.html