Дорожная карта «Аэронет». Распоряжение от 3 апреля 2018 года №576-р

Дорожная карта «Аэронет». Распоряжение от 3 апреля 2018 года №576-р

План мероприятий («Дорожная карта») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет».

В распоряжении отмечается, что основной проблемой развития рынка «Аэронет» на сегодняшний день является отсутствие практической возможности легального коммерческого использования беспилотных авиационных систем, в том числе по причине отсутствия процедур, регламентирующих действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию беспилотных авиационных систем, которые должны осуществляться для исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, в частности, не урегулирован вопрос государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, отсутствует утвержденный порядок сертификации беспилотных авиационных систем и выдачи подтверждающих летную годность документов и др.

Реализация мероприятий «дорожной карты» будет осуществляться поэтапно с 2018 по 2035 год.

Этап I (2018 — 2023 годы)

1. Определение порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг
2. Определение порядка государственной регистрации беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 кг
3. Исключение процедуры регистрации прав на беспилотные гражданские воздушные суда (как самостоятельного действия) путем объединения данной процедуры с процедурой государственной регистрации таких судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации
4. Определение требований, порядка и процедуры проведения подтверждения соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки с использованием беспилотных авиационных систем
5. Определение порядка подготовки к полету беспилотной авиационной системы и экипажа беспилотного гражданского воздушного судна, порядка осуществления контроля за их готовностью и порядка выполнения полета беспилотной авиационной системы
6. Определение требований, порядка и процедуры проведения подтверждения соответствия требованиям федеральных авиационных правил физических и юридических лиц, осуществляющих и (или) обеспечивающих выполнение авиационных работ с использованием беспилотных авиационных систем; определение перечня авиационных работ, для производства которых необходимо наличие у данных лиц сертификата эксплуатанта с установлением его формы и порядка выдачи
7. Определение общих правил выполнения авиационных работ, а также правил выполнения отдельных видов авиационных работ с применением беспилотных авиационных систем
8. Определение порядка обеспечения ответственности владельца беспилотного гражданского воздушного судна перед третьими лицами — за причинение вреда при эксплуатации беспилотного гражданского воздушного судна, перед заказчиком авиационных работ — по возмещению вреда, причиненного в связи с выполнением авиационных работ, перед пассажирами и владельцами груза при осуществлении коммерческих перевозок с использованием беспилотных авиационных систем — за причинение вреда жизни и здоровью, багажу, за недостачу или порчу груза
9. Определение требований и порядка подтверждения соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление беспилотных авиационных систем в составе с беспилотным гражданским воздушным судном максимальной взлетной массой более 30 кг и их элементов, а также установление формы и порядка выдачи документа, подтверждающего соответствие
10. Определение порядка подтверждения соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание беспилотных авиационных систем в составе беспилотных гражданских воздушных судов максимальной взлетной массой более 30 кг
11. Оптимизация процедур лицензирования деятельности по разработке, изготовлению, испытанию и ремонту беспилотных авиационных систем
12. Исключение из Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» положений о лицензировании деятельности по осуществлению перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов
13. Определение порядка проведения обязательной сертификации пилотируемых гражданских воздушных судов, беспилотных авиационных систем и их элементов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, в том числе произведенных в иностранном государстве и ввозимых в Российскую Федерацию в целях эксплуатации
14. Определение требований к летной годности, разработанных и утвержденных для беспилотных гражданских воздушных судов
15. Определение порядка выдачи сертификата летной годности беспилотных авиационных систем; определение порядка прохождения испытаний и проверок, завершающихся выдачей на беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, авиационный двигатель или воздушный винт сертификата летной годности или документа, эквивалентного ему; определение формы сертификата летной годности (аттестата летной годности к эксплуатации) беспилотных авиационных систем (беспилотных гражданских воздушных судов) или акта оценки конкретной беспилотной авиационной системы (беспилотного гражданского воздушного судна) и порядка его оформления для допуска к эксплуатации беспилотной авиационной системы, включающей в себя беспилотное гражданское воздушное судно максимальной взлетной массой более 30 кг
16. Определение правил нанесения на беспилотные гражданские воздушные суда государственных и регистрационных опознавательных знаков, товарных знаков
17. Определение порядка использования воздушного пространства для беспилотных гражданских воздушных судов, используемых по правилам визуальных полетов на высоте не более 150 м, кроме зон с установленными ограничениями, без необходимости получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации. Определение порядка использования сегрегированного воздушного пространства для более чем одного беспилотного гражданского воздушного судна, используемых по правилам полета по проборам на высоте более 150 м. Определение порядка использования всех классов воздушного пространства гражданами и юридическими лицами, эксплуатирующими беспилотные авиационные системы, без угрозы безопасности воздушного движения для воздушных судов с экипажем на борту и беспилотных гражданских воздушных судов, а также наделения в установленном порядке правом на использование любого класса воздушного пространства пользователями воздушного пространства, эксплуатирующими беспилотные авиационные системы
18. Определение требований и порядка ведения радиосвязи между экипажем беспилотного гражданского воздушного судна и соответствующим органом обслуживания воздушного движения (управления полетами)
19. Распространение предусматриваемых законодательством о государственном регулировании развития авиации мер поддержки на беспилотные авиационные системы
20. Определение требований по авиационной (транспортной) безопасности и порядка их выполнения эксплуатантами беспилотных авиационных систем
21. Установление ответственности за нарушение воздушного законодательства при эксплуатации беспилотных авиационных систем, в том числе с целью дифференциации ответственности в зависимости от типа беспилотного гражданского воздушного судна (режима его эксплуатации)
22. Определение порядка подтверждения соответствия юридических лиц, осуществляющих обеспечение авиационной безопасности при эксплуатации беспилотных авиационных систем
23. Формирование перечня отдельных территорий Российской Федерации, на которых устанавливается особый порядок выполнения геодезических и картографических работ
24. Утверждение профессионального стандарта «специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее»
25. Определение требований к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по подготовке специалистов авиационного персонала беспилотных авиационных систем, а также порядка сертификации таких организаций
26. Определение требований к кандидату на получение свидетельства специалиста авиационного персонала, порядка проведения проверки кандидата на получение такого свидетельства, формы и порядка выдачи этого свидетельства. Определение порядка, сроков и периодичности подготовки авиационного персонала беспилотной авиационной системы согласно перечню специалистов авиационного персонала
27. Распространение действия единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации для целей проведения поисковых и аварийно-спасательных работ с использованием беспилотных гражданских воздушных судов
28. Определение порядка предоставления субсидий участвующим в поисково-спасательных операциях (работах) и в обеспечении таких операций (работ) юридическим и физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию беспилотных авиационных систем
29. Определение порядка расследования, классификации и учета авиационных происшествий (инцидентов) с гражданскими беспилотными авиационными системами, включающими беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, силами специального уполномоченного отраслевого центра на базе профессиональной ассоциации. Возложение функции по расследованию, классификации и учету авиационных происшествий (инцидентов) с гражданскими беспилотными авиационными системами, включающими беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 кг, имеющими одобренную типовую конструкцию, на орган по расследованию авиационных происшествий
30. Определение порядка проведения соревнований регионального и федерального уровня по авиамоделированию различных видов авиамоделей среди учащихся

Этап II (2024 — 2025 годы)

31. Мониторинг реализации мероприятий I этапа и подготовка изменений в план в части мероприятий II этапа
32. Определение порядка разработки и применения систем управления безопасностью полетов беспилотных гражданских воздушных судов юридическими лицами — разработчиками и изготовителями беспилотных гражданских воздушных судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки с использованием беспилотных авиационных систем, техническое обслуживание беспилотных гражданских воздушных судов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность по подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов беспилотных авиационных систем, в отношении беспилотных гражданских воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляются указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, установление требований к осуществлению сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов беспилотных гражданских воздушных судов, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации

Этап III (2025 — 2035 годы)

33. Мониторинг реализации плана мероприятий

Источники:
ГАРАНТ.РУ — Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2018 г. № 576-р Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет»
Правительство РФ, 9 апреля 2018 — Об утверждении плана по устранению административных барьеров и правовых ограничений при реализации «дорожной карты» «Аэронет»

Документ: Распоряжение от 3 апреля 2018 года №576-р