Автоматизация права: сможет ли искусственный интеллект справиться с юридическими задачами?

Автоматизация права: сможет ли искусственный интеллект справиться с юридическими задачами?

На сайте социальной сети юристов «Закон.ру» директор международного и регионального развития «Европейской юридической службы» Андрей Хорошилов в своем блоге опубликовал материал «Автоматизация права: сможет ли искусственный интеллект справиться с юридическими задачами?». Ниже приводим его с незначительными сокращениями.

Среди юристов сейчас идут активные дискуссии о том, сможет ли искусственный интеллект справиться с юридическими задачами. Одно из таких обсуждений состоится 30 марта в рамках круглого стола об автоматизации права, который проводит факультет права НИУ ВШЭ. Принять участие в нем сможет любой желающий. В рамках Круглого стола я расскажу об опыте Европейской юридической службы в LegalTech, а также дороге, которую мы проделали на этом пути, о причинах движения в сторону LegalTech и потенциальных проблемах. Ключевой темой станет практическое применение технологий LegalTech в бизнесе.

Российский рынок LegalTech начал развиваться совсем недавно, сравнительно с мировым. В 2007 году, когда наша компания вывела на рынок российской юриспруденции новую товарную категорию онлайн юридических консультаций, по сути, представив первый LegalTech-продукт, у нас не было конкурентов. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону, и нынешняя карта российского LegalTech является поводом для гордости.

Процессы автоматизации в юриспруденции можно разделить на два направления – внешнее и внутреннее. Внешнее – это клиентские LegalTech-сервисы, которые помогают обычным гражданам решить свои юридические вопросы быстро и недорого. К таким сервисам можно отнести различные конструкторы документов, веб-платформы для поиска юриста, чат-боты, онлайн-консультации, а также отраслевые сервисы, например, для онлайн-заполнения налоговой декларации или сбора документов для открытия ООО. Внутреннее направление – это Tech in Legal – различные технологии, которые помогают уже самим юристам автоматизировать различные юридические задачи. Например, это платформы для учета своих судебных дел, CRM-системы, электронный документооборот и прочее. На мой взгляд, клиентские LegalTech-сервисы больше преуспели, так как это бизнес-история, которая приносит деньги. LegalTech для клиента – это в первую очередь новые возможности для решения правовых вопросов. Сами юристы консервативны, им нужно прийти к технологии, понять ее, довериться. Пока что юристы доверяют больше бумажной папке, нежели облачному хранилищу данных.

Сейчас самая горячая тема для обсуждения в сфере LegalTech – это возможности применения технологии нейросетей. Простым языком, нейросеть – это обучаемая компьютерная программа, работающая по принципу человеческого мозга. Но есть определенные препятствия для четкого утвердительного ответа на вопрос, насколько нейросеть будет успешно справляться с работой юриста.

Основное препятствие – отсутствие правильно размеченных данных, на основе которых можно было бы обучить искусственный интеллект. Для того, чтобы нейросеть давала высокую точность ответов на задаваемые ей вопросы, она должна быть обучена на качественной большой базе данных из предметной области. Естественно, не многие компании несколько лет назад до популярности этой технологии были озабоченны сбором и аналитикой Big Data. В этом Европейская юридическая служба оказалась на шаг впереди своих коллег, т.к. собирает свою базу знаний юридических консультаций около 10лет. Наша компания на данный момент работает над решением этих проблем совместно с лабораторией нейронных сетей iPavlov. Результатом совместного сотрудничества станет робот-юрист, который будет обучен на огромной базе компании.

Также препятствием являются российская система права и постоянные изменения в законодательстве. Например, нейросеть легче обучить на законодательной базе США, т.к. изменения в законодательстве там происходят намного реже, а судебная практика стабильна.

Тем не менее, искусственный интеллект уже делает определенные успехи. Американская компания LawGeex провела соревнование между юристами и искусственным интеллектом. В проведенном тесте участвовало 20 юристов из компаний Goldman Sachs, Cisco, и юридических фирм Alston & Bird и K&L Gates. В рамках теста предлагалось проанализировать 5 типовых соглашений о неразглашении информации. Люди и искусственный интеллект получили четыре часа на чтение контрактов и идентификацию более 30 терминов и проблемных мест. Ни юристы, ни искусственный интеллект ранее не видели данные соглашении. Результаты теста были впечатляющими. Точность результатов искусственного интеллекта сервиса LawGeex составила 94%, в то время как средний показатель по юристам был 85%. Особенно поражает количество времени, которое понадобилось для прохождения теста: юристу в среднем понадобилось 92 минуты, чтоб проанализировать все 5 договоров, когда AI потратил на все всего лишь 26 секунд. Отмечу, что такие высокие показатели работы робота-юриста от LawGeex были достигнуты после трех лет обучения нейросети.

Ссылки:

Закон.ру 20.03.2018 — «Автоматизация права: сможет ли искусственный интеллект справиться с юридическими задачами?»

Автоматизация праваКруглый стол «Автоматизация права: новые вызовы», 30 марта, Москва