Может ли Китай захватить лидерство в производстве роботов?

Может ли Китай захватить лидерство в производстве роботов?

Bloomberg опубликовал статью, посвященную планам Китая по развитию робототехнической отрасли. Китай энергично взялся за робототехнику. У Китая хорошо получается быстро копировать, вопрос, — сможет ли он стать инноватором? У Китая есть три больших преимущества: масштаб, темпы роста и деньги.

Bloomberg опубликовал 25 апреля статью «Inside China’s Plans for World Robot Domination», посвященную планам Китая по развитию робототехнической отрасли.
Отмечается, что около 800 китайских производителей роботов, в том числе JD.com, E-Deodar и Midea, стремятся наращивать выпуск роботов, которые примерно на треть дешевле иностранных марок и используются для автоматизации сборочных линий по всему миру. Китай энергично взялся за робототехнику, рассматривая ее как шаг к более широкой стратегической цели — доминированию на развивающихся рынках искусственного интеллекта, беспилотных автомобилей и устройств с цифровой связью.

У Китая хорошо получается быстро копировать, вопрос, — сможет ли он стать инноватором? По этому пути уже идут такие робототехнические тяжеловесы, как Япония, Южная Корея, Германия и США. Но у Китая есть три больших преимущества: масштаб, темпы роста и деньги. В Китае находится наиболее быстро растущий рынок робототехники и огромный производственный сектор, где компаниям требуется автоматизация.
В 2013 году Китай обогнал Японию по числу устройств, проданных внутри страны. Как пример, провинция Гуандун объявила в 2015 году о предоставлении субсидий для автоматизации фабрик на сумму 137 млрд. долларов для 2 тысяч местных компаний, как производителей роботов, так и тех, кто делает автомобили, бытовую технику и строительные материалы.
Все это создает большие возможности для китайских стартапов, и у Китая есть возможность подняться на первое место.

Президент Китая Си Цзиньпин в 2014 году призвал к «революции роботов». Китайское правительство хочет, чтобы местные производители промышленной робототехники соревновались за лидерство с зарубежными игроками типа японской Fanuc на рынке объемом 11 млрд. долларов. Ожидается, что рост спроса на промышленных роботов будет выражаться двузначными числами. В 2016 году в Китае было установлено 90 000 новых роботов. Это одна треть мирового показателя и на 30 процентов больше, чем годом ранее.

Новые установки роботов
Новые установки роботов в Китае (красным выделена доля роботов местного производства)

Тем не менее, амбиции Китая выходят за рамки промышленных роботов, которые закручивают болты и сваривают. Ранее в этом году начал работать робот по мониторингу загрязнения в Чжэнчжоу, а китайский глубоководный робот побил рекорд погружения. Президента Си приветствовал дроид Цзя Цзя, которая известна за свою внешность как «богиня роботов», когда он посещал научную академию в провинции Аньхой.

Сейчас Китай отстает от других стран по освоению роботов. В 2015 году в Китае было только 49 роботов на 10 000 рабочих, тогда как в США — 176, в Германии — 301, а в Южной Корее — 531. В то же время, если китайское роботостроение будет успешным, оно может удержать перемещение заводов за границу.

Количество роботов на 10000 работников (2015)
Количество роботов на 10000 работников (2015)

В рамках общего проекта под названием «Сделано в Китае 2025», а также пятилетнего плана по роботам, запущенного в апреле прошлого года, Китай планирует сосредоточиться на автоматизации ключевых секторов экономики, включая автомобилестроение, электронику, бытовую технику, логистику и производство продуктов питания. В то же время правительство хочет увеличить долю роботов местных марок до более чем 50 процентов от общего объема продаж к 2020 году с 31 процента в прошлом году. Производители роботов и компании, которые автоматизируют производство, будут иметь право на субсидии, займы под низкие проценты, освобождение от налогов и оплаты аренды земли.

Промышленная автоматизация имеет решающее значение для Китая, где население стареет и сокращается рабочая сила, а за последние десять лет заработная плата рабочих более чем удвоилась. Спрос на роботов в Китае достаточно очевиден. Менее определенно, являются ли китайские робототехнические компании достаточно технически опытными, чтобы конкурировать на мировом рынке.

Проблема состоит в том, что некоторые китайские стартапы покупают ключевые компоненты у Siemens или Fanuc, помещают их в корпус робота и наклеивают китайскую торговую марку. «В Китае много робототехнических компаний, но их технология часто поступает из Японии или США. Собственные технологии роботов в Китае по-прежнему очень ограничены» — говорит Чай Юйтинг, директор Национальной инженерной лаборатории технологий электронной коммерции Университета Цинхуа. Он предсказывает, что по крайней мере половина нынешних производителей роботов в Китае в конечном итоге закроются. Эту проблему признает и правительство. Китай рискует быть наводненным примитивными роботами (low-end robotics), сказал Синь Гобин, вице-министр промышленности и информационных технологий. Тем не менее, при огромном существующем спросе, финансовых возможностях Китая и явном стремлении правительства к развитию можно ожидать, что появятся несколько китайских производителей роботов, конкурентоспособных в мировом масштабе.

Компания E-Deodar, расположенная в южной провинции Гуандун, стремится стать одним из них. Стартап, запущенный в 2015 году, привлек китайских инженеров и разработчиков программного обеспечения, воссоздав рабочий климат в стиле Силиконовой долины. E-Deodar уже освоила три базовых блока сложных автоматизированных машин: сервомоторы, драйверы и панели управления (servomotors, drivers and control panels), в то время как большинство китайских компаний приобретают эти компоненты у иностранных конкурентов. Компания продает около 40 роботов в месяц и ожидает, что доходы в этом году достигнут около 7 млн. долларов, в пять раз больше, чем в прошлом году.

Китайский производитель бытовой техники Midea решил купить себе вход на рынок робототехники. В начале 2017 года он завершил сделку на 3,7 млрд. евро по приобретению австрийской компании Kuka AG, специализирующейся в области транспортных и автомобильных роботов и базирующейся в Германии. Для Midea сделка поможет автоматизировать производство и поднять производительность, а также открывает возможности в экспоненциально растущей индустрии робототехники. Огромная сеть сбыта и дистрибьюции Midea поможет Kuka, которая уже входит в тройку лидеров робототехники как на мировом рынке, так и в Китае, освоить новые виды бизнеса и стать более диверсифицированной. Первым приоритетом будет совместное производство роботов-пылесосов, далее — медицинские роботы, требующиеся для стареющего населения Китая. Midea видит большой будущий рынок устройств, предназначенных для домашнего использования. Продажи сервисных роботов в 2015 году увеличились на 16 процентов и составили 5,4 миллиона единиц, что соответствовало росту рынка на 2,2 миллиарда долларов.

Самый большой рынок робототехники в Китае, возможно, логистика. В то время как Amazon стала лидером, приобретя производителя роботов Kiva в 2012 году, JD.com теперь торопиться автоматизировать свой бизнес, который по-прежнему зависит от десятков тысяч складских работников и развозчиков на грузовиках и мотоциклах. JD.com использует дроны собственной разработки для отправки пакетов в отдаленные сельские районы Китая и экспериментирует с роботами для доставки товаров в кампусах колледжей. Конечная цель — склады без людей, отправка грузов дронами или беспилотными автомобилями и распознавание лиц для предотвращения ошибок доставки. По оценкам JD.com, развитие только начинается вместе с новым поколением интеллектуальных роботов, которые могут обучаться и быстрее становиться лучше.

Технологический разрыв, который должны преодолеть китайские производители роботов, по-прежнему значителен, и трудно представить, что многие стартап-компании смогут продержаться в течение длительного времени. Однако зарубежные эксперты предвидят, что в итоге в Китае появятся мировые робототехнические лидеры.

Источник: Bloomberg News

На фото: Техники настраивают промышленный робот E-Deodar на производственной линии мебельной компании в Фошане (фото: Bloomberg).